Довольно часто журналистам районной газеты приходится срываться и срочно ехать выполнять редакционное задание, либо после телефонного звонка отправляться в гости к герою будущей зарисовки.
Мастер чистоты
Встречи бывают самые разные. Иногда люди делятся своей грустью и печалью. Бывает, вспоминают и рассказывают о радостных и счастливых моментах жизни. Но, как правило, жизнь любого человека переплетается светлыми страницами и не очень. Вот и позвонившая в редакцию шатровлянка Галина Алексеевна Чащилова пригласила нас к себе в гости по очень важному для неё вопросу.
- Вы уж извините меня, - начала разговор бабушка. - Здоровье уже не то, что раньше, не могу сама прийти к вам. Мне скоро 85-й годочек стукнет, и я хочу, чтобы память о моём папе, Алексее Григорьевиче Нятине, сохранилась для земляков. У меня от него осталась только пара довоенных фотографий и несколько писем с фронта. И всё. Мне будет приятно, если его портрет будет помещён на баннер шатровских фронтовиков в центральном парке.
И вот мы в гостях в ухоженном домике Галины Алексеевны Чащилова по ул. Шатровской. В райцентре её многие хорошо знают и ласково называют бабой Галей. Её трудовой стаж почти 60 лет! Только 46 лет - с 1962 по 2008 годы она проработала техничкой сначала в райкоме, потом Администрации района. Пережила многих руководителей и начальников. Память ветерана хранит разные тайны, происходившие в «коридорах» районной власти, малоизвестные для широкой общественности. Есть у бабы Гали даже небольшой личный дневник. На одном из последних листков написано: «1 июня 2008 года. Всё, хватит. Болят руки и плечи. Пора на покой». Ей было 72 года (!), а она продолжала мыть полы...
«Был бы жив отец, и жизнь иначе бы сложилась»
Сведений об Алексее Григорьевиче Нятине - отце Галины Алексеевны Чащиловой немного. Он уроженец деревни Дворцы, родился 30 марта 1913 года. Кроме него в семье был брат Михаил и сестра Васса. Все дети были способные, хорошо учились. Михаил работал учителем в Ильино, Григорий возглавлял Дружининский сельсовет, затем трудился в дорожном хозяйстве района. В 1938 году его от района командировали в город Троицк на курсы советских строителей. С женой Раисой Степановной воспитали двух детей — Галину, 1935 г.р., и Леонида, 1938 г.р. В 1939 Алексея Нятина призвали в армию, он участвовал в советско-финской войне. Вернулся домой с обмороженными ногами. Не успел солдат насладиться мирной жизнью, как снова на фронт. 27 июня 1941 года - день его призыва в армию.
- Мне пять лет было, когда отца забрали на фронт, - говорит баба Галя. - Хорошо помню, он в этот день из тына забор делал. Обнял нас крепко, поцеловал и уехал. Хоть и война шла, а почта работала хорошо. Всё лето нам приходили от него письма. Последнее письмо пришло из г. Осташков Калининской области (сейчас Тверская). Потом было извещение о том, что он пропал без вести... Наверное, был бы жив отец, и жизнь иначе сложилась бы у нас. После войны из д. Дворцы мы переехали в д. Ирюм. В школу я больше не пошла, надо было помогать маме, присматривать за младшим братом. Вот так с 14 лет и началась моя трудовая жизнь. Сначала мыла полы в библиотеке, потом работала на лесопилке...
Письма с фронта
Баба Галя достала несколько отцовских фронтовых писем. Все они написаны карандашом, и многие слова стёрлись от времени, но общую суть понять можно.
Многое из-за военной цензуры не мог написать солдат своим родным. Но зная сегодня о трагических событиях первых дней войны, можно понять из его писем, как трудно было солдатам. Так, например, вместо слов об отступлении Красной армии он пишет: «... Я вам не писал сильно долго и вот почему. У нас был большой переход в 250 км из г. Великие Луки... Сейчас я нахожусь в г. Осташков». Пишет солдат и о таких моментах, где ему становится не по себе: «... люди из Великих Лук все выехали и бегут сами не знают куда. Особенно, Рая, жалко женщин с детьми. Они тащат их на руках, некоторые везут на лошадях. А дети ревут и ревут. Так их жалко, что чуть не воешь вместе с ними. Так вот, Рая, шибко плохо здесь. Так подумаешь, что враг не пошевелит вас тамо, а здесь у границы шибко плохо, всех убивают. Люди из своих халуп идут в тыл, ревут, что последнее бросают».
Пишет солдат и том, как скучает по дому, семье: «... Прошло всего 1 месяц и 2 дня, а для меня шибко много кажется. Я ничего не знаю, как у вас дела», «Ну, Рая, живи и мечтай, как мне остаться живому. Если останусь жив, тогда свидимся с вами... Я, Рая, всё стараюсь всякую ночь всех вас увидеть во сне. Ну никого не вижу, только Фёклу Матвеевну (его родная тётка), а вас с детьми — не могу увидеть...».
В своих письмах Алексей Григорьевич шлёт горячие и пламенные приветы жене, детям, сродникам. Спрашивает о своячнике (муже маминой сестры) Фёдоре Никитиче Тушине и его жене Анне: «Ну, Федя, давай, живи и охраняй на мировом фронте, а мы здесь будем защищать на боевом фронте ваши успехи. Давай, убирай колхозные поля и не сомневайся, что наша РККА крепка и смела, и рассчитается с коварным противником, с кровопийцей Гитлером... Нам командиры говорят, что наши лётчики 24-25 июля 41-го года слетали к Гитлеру «в гости» и немного и немало только 2000 штук бомб сбросили. Да и Англия тоже в эту же ночь 2000 штук. Итого 4000 бомб! Город Берлин превратился в груду развалин и Гитлер уже переехал во второй город. Это, Федя, писать не будут в газетах. Это всё должно быть засекречено, потому что наша политика мира. Ну, Федя, пока, до свидания. 28.07. 41 г.».
Это было последнее письмо от Алексея Нятина. Не знал боец, что Фёдор Тушин тоже уже на фронте и бьёт врага, а в октябре 41-го попадёт в плен, где проведёт не один год и будет освобождён нашими войсками. А затем вновь встанет в армейский строй. Но не надолго. 10 марта 1945 года бронебойщик 170-го стрелкового полка 58-й дивизии красноармеец Фёдор Никитич Тушин геройски погибнет в бою за д. Клейн-Дренциг (Польша). Не узнает солдат, что многие его односельчане - Тушины, Нятины, Чудиновы, Пахаруковы... также, как и он, не вернутся домой. Раиса Степановна достойно воспитала дочь Галину и сына Леонида. Отцу-фронтовику за них точно было бы не стыдно.
Лотерейное «счастье»
Поговорили мы с бабой Галей и о дне сегодняшнем. Добрым словом она высказалась в адрес социальной работницы Нины Николаевны Вардугиной, которая помогает ей в домашнем хозяйстве, приносит продукты из магазина, лекарства из аптеки. Слова благодарности прозвучали родным покойного супруга Ивана Николаевича Иванчева. «Почти каждый день звонят по телефону, о здоровье спрашивают, а по выходным в баньку возят, - говорит бабушка. - Не забывают меня и сыновья Алексей (его в честь деда назвали) и Александр, внуки и правнуки».
Интересную историю Галина Алексеевна поведала о своём холодильнике «Бирюса-2». Он в доме появился удивительным случаем. Школьник сын Алексей украдкой приобрёл лотерейный билет, который оказался выигрышным! Напротив номера в лотерее стоял холодильник. Раньше предоставлялся выбор: можно было взять выигрыш деньгами или указанной вещью. На тот момент холодильник «Бирюса-2» стоил 213 рублей. Но тогда в семье не было холодильника, и подарок оказался кстати. Вот так за 30-50 копеек советская семья могла выиграть по лотерейному билету пианино, радиолу, радиоприёмник, магнитофон, баян, аккордеон и даже мотоцикл с автомобилем. Но самое интересное, что этому холодильнику уже 47 лет, и он до сих пор исправно морозит, даже не ломался ни разу (! ), чего не скажешь сегодня о современной бытовой технике.
Редакция районной газеты «Сельская новь» объявляет конкурс на лучшие истории о выигрышах в советских (российских) лотереях. Присылайте рассказы о себе и своих знакомых. По прошествии лет в нашей памяти остаются истории не только о таких «сюрпризах» и их размерах, но и о людях, которые были рядом в тот момент. В общем, предлагаем вам, дорогие читатели, совершить небольшое путешествие в прошлое, а затем насладиться присланными историями на страницах районной газеты. Тел. 9-22-82.
Комментарии