Военно-патриотический поисковый отряд «Звезда» вернулся с межрегиональной «Вахты Памяти 2023», которая проходила в Покровском районе Орловской области. Очередная «Вахта» для отряда стала юбилейной — пятнадцатой. В поисковой экспедиции на этот раз побывал сводный отряд из 11 человек.
Приятная встреча
Уже стало правилом брать в поездки ребят из разных школ нашего округа, и не только. Так, из Шатровской средней школы поехал Дмитрий Матюшин, а также его брат Александр, который учится в Зауральском колледже физической культуры и здоровья, из Кондинской школы — Рушан Шайхутдинов, из Спицынской - Егор Лукин. Также в поиск отправились и 7 взрослых человек: Григорий Михайлов, Александр Колмаков, Алексей Булычев, Геннадий Хлюстиков, Дарья Нестерова. Возглавили поисковый отряд его бессменный командир Ибрагим Абрашитов и обозреватель газеты «Сельская новь» Владимир Черныш.
В течение 15 лет маршрут поискового отряда «Звезда» изучен поминутно: старт от железнодорожного вокзала г. Шадринск, затем Москва, Орёл. Последние три года появилось новшество — часть отряда едет до места поиска на поезде, а часть - на автомобиле. Помощь с транспортом всё это время отряду оказывает шатровлянин Сергей Матюшин. В этом году из-за ранения, полученного в ходе специальной военной операции, Сергей не смог принять участие в экспедиции, но взамен отца поехали его сыновья. Надо сказать, что отправка отряда на разном транспорте имеет свои преимущества. Ведь на машине отправляется всё тяжёлое поисковое снаряжение (лопаты, палатки, щупы, продукты питания). А большая часть отряда едет, как говорится, налегке. Второй плюс — когда мы прибываем в лагерь, там уже всё почти готово, так как ребята на автомобиле приезжают раньше и обустраивают место нашей стоянки...
Приятная встреча у нас произошла в Москве на Казанском вокзале. Здесь нас тепло и по-дружески встретил наш земляк Владимир Бабкин (сын Николая Степановича Бабкина из Кондинского). Владимир Николаевич, как всегда, приехал не с пустыми руками, он давно помогает отряду и точно знает, в чём нуждаются поисковики. В этот раз он подарил большую палатку, непромокаемый шатёр, а также полностью оплатил экскурсионный автомобиль в парк «Патриот», где наш отряд побывал на обратном пути (подробно об экскурсии будет рассказано в других номерах нашей газеты). Мы благодарим Владимира за щедрые, а главное очень нужные для поисковых экспедиций подарки.
Поисковое везение
Наш отряд прибыл в полевой лагерь, где уже располагались десятки поисковиков из разных регионов страны — Московской, Рязанской, Тульской, Курской областей, объединённые под «крылом» Орловского поискового объединения «Огненная дуга» (председатель Николай Андреев). В целом за «Вахту» в поисковых работах приняли участие 82 человека. Кроме того, в Орловской области одновременно в разных районах проходило ещё 4 «Вахты». Наш лагерь был разбит в д. Топки напротив двухэтажной школы. Её закрыли 3 года назад из-за малочисленности школьников — осталось три ученика и шесть учителей. А буквально несколько лет назад эта средняя школа была одной из лучших в Покровском районе. Но в результате многочисленных «оптимизаций», безработицы местное население подалось за лучшей долей в Москву, и большое село превратилось в маленькую деревеньку…
В каждой экспедиции доля везения у поисков различная. Кто-то находит самолёт или танк, другие обнаруживают воронки с останками нескольких десятков бойцов, а очень часто бывает, что за «Вахту», перекопав тонны кубов земли, кроме стрелянных гильз и различного «военного металлолома» больше ничего и не находишь. В этот раз нам повезло, всю «Вахту», за исключением одного дня, когда шёл проливной дождь, у нас была настоящая поисковая работа, и разведка на местности. За несколько дней до нас орловские поисковики обнаружили второе большое санитарное захоронение советских солдат и офицеров. К этой находке поисковики шли долгих семь лет.
Долгие поиски
Руководитель молодёжного поискового объединения «Огненная дуга» Николай Андреев рассказал о ходе поиска санитарного захоронения:
- Ещё в 2017 году мы получили информацию от местной учительницы о том, что в Топках могут быть захоронены сотни бойцов Красной армии. Когда приехали на место, глава сельского поселения привёз двух бабушек – участниц сбора погибших, которые во время войны, будучи детьми, на санках свозили тела бойцов для погребения. Но их показания были очень неточными, поэтому нам понадобилось время, чтобы определить место захоронения. В прошлом году летом «Огненная дуга» занималась раскопками в Топках. Останки солдат были обнаружены в карьере. В нём во время войны немцы добывали песок для строительства узкоколейной дороги, следы которой сохранились до сих пор.
Хоронить, а точнее, санитарить, погибших бойцов в военные годы приходилось старикам, женщинам и детям. Войска перекладывали эту скорбную миссию на население освобожденных территорий. Местные стаскивали павших в имеющиеся ямы и там закапывали.
Защищавших Покровский район воинов в феврале 1943 года орловцы похоронили в карьере. Он, согласно архивным документам, стал последним пристанищем для более чем 600 бойцов 399-й стрелковой дивизии (1343, 1348 стрелковые полки), 30-й отдельный танковый полк прорыва, лыжный батальон, учебный батальон. Из карьера было поднято 302 бойца. Большая часть имён павших установлена по документам центрального архива Министерства обороны РФ. Подтвердила предварительные выводы поисковиков находка именной ложки, принадлежавшей красноармейцу 399-й дивизии Николаю Алексеевичу Машкову, уроженцу Рязанской области. Ещё одной из важных находок летнего этапа «Вахты Памяти» стал эбонитовый солдатский медальон на имя Торопова Николая Александровича, 1914 г. р., уроженца Горьковской области. Но у нас возник закономерный вопрос: «А где же ещё 300 погибших воинов?». Поэтому поисковые работы были продолжены весной этого года. И буквально в пяти метрах от первого карьера вновь обнаружены многочисленные останки советских солдат.
Как уже поняли читатели, поисковики занимаются не только раскопками. Успех их работы зависит от кропотливого изучения документальных источников и опроса старожилов. В итоге полученные знания систематизируются: списки погибших, ведение боя, ежедневные потери. По словам Николая Андреева, члены поискового объединения не выезжают на место раскопок, не установив предварительно воинские подразделения, участвовавшие здесь в боях, и их пофамильный список погибших: «Не считаю правильным плодить «безымянных» солдат. Их и так много – примерно 40% найденных нами бойцов - погибшие до августа 1943 года».
Часто бывает так, что в именных списках потерь человек не указан, но захоронен вместе со всеми. Как правило, информацию о таких бойцах просто не успели внести в документы. Тогда установление личности занимает гораздо больше времени. Но пока есть возможность их найти, узнать их имена, пока не будет предан земле последний солдат, «Вахты Памяти» будут продолжаться.
Как освобождали село Топки
Узнать о кровавых событиях по освобождению с. Топки от фашистских захватчиков мне удалось благодаря материалам коллеги-журналиста Виталия Васильевича Дрогайцева. Он работал в Покровском в районной газете «Сельская правда». Лично знаком я с ним не был, он скончался ещё в 2008 году. Но как рассказали местные жители, он много лет обивал пороги разных инстанций, писал письма, статьи, чтобы восстановить справедливость по отношению к забытым братским захоронениям. При жизни это ему сделать так и не удалось. И только поисковики через 15 лет исполнили то, о чём мечтал Виталий Дрогайцев.
История, которая волновала журналиста, достаточно трагична, и касается она первых боёв за освобождение д. Топки. Приведу выдержки из его статьи:
- В начале февраля 1943 г. в соседнюю д. Новосёлки вошёл пехотный батальон Красной армии с целью освобождения нашего села от оккупации. На всём пространстве (4-5 км) между нашими населёнными пунктами не было ни кустов, ни оврагов, ни речек, только ровное, покрытое белым снегом, поле.
11 февраля две роты батальона рано утром цепью пошли в направлении Топки. Я не знаю, глубоким или нет был тогда снег, главное, на белом снегу они все были видны, как на ладони. На полпути по ним ударили вражеские пулемётные очереди…
Я нашёл человека, который был родом из д. Топки, и спросил, помнит ли он тот бой? «Конечно, - сказал он, - мне было 13 лет». Говорю: «Что-то я нигде не видел следов от немецких окопов?». «А их не было, вся стрельба была в поле». Поскольку в разных источниках назывались разные цифры погибших, я спросил у этого человека, участвовал ли он, в числе других, в собирании погибших. Он ответил, что да, и погибших было около 450 человек. Дело в том, что третья рота из д. Новосёлок пошла с западной стороны. Бойцы должны были с запада обойти посёлок. Очевидцы боя вспоминали, что немцы отмерили от южной окраины Топок по 500 м и насыпали в этих местах кучки снега, где установили пулемёты. Таких мест было 12-14. От юго-западного угла окраины тоже было два пулемёта. На южном поле уже началась стрельба, когда третья рота шла по дороге колонной и, выйдя на те же пулемёты, так и осталась лежать вдоль дороги...
Из батальона в живых не остался никто. На поле, где были две роты, погибшие лежали группами по 4-5 человек, может, они так и шли, чтобы поочерёдно прокладывать след? Бой продолжался с утра и до 3-4 часов дня. С поля была слышна только стрельба и беспрерывные крики: «А-а-а-а-а-а». Всех погибших похоронили в одной общей братской могиле. За исключением, как говорили, трёх главных командиров. Я полагаю, командира батальона, комиссара и начальника штаба. При их захоронении был митинг, приехало полковое начальство. Один офицер, выступая, сказал: «Брат, мы шли с тобой от самого Бреста, в какие переделки мы только не попадали. Как же ты мог так ошибиться?..».
Ссылка на фотоальбом «Вахта Памяти — 2023» в группе «Сельской нови» «Контакте»
Продолжение следует.
«Вахта Памяти» — акция Всероссийского масштаба, направленная на увековечивание памяти защитников Родины, привитие подрастающему поколению чувства гордости за героев своего Отечества. Поисковики находят останки погибших на поле боя солдат, по окончании экспедиций по архивным источникам и личным вещам устанавливают личности бойцов, проводят церемонии захоронения.
Комментарии