В мае на электронную почту редакции пришло письмо от руководителя поисковой группы «Искатель» Александра Царькова из г. Москвы. В письме была просьба найти родственников солдата, нашего земляка, останки которого с именным медальоном обнаружены в раскопе. Общими усилиями работников архива, редакции, читателей нашей газеты удалось выяснить фамилию погибшего (имя и отчество были известны), прояснить довоенную судьбу бойца, найти его фото. А информацию как, где и при каких обстоятельствах он погиб — предоставили московские поисковики.
Рассказывает командир
4 мая 2018 года в ходе весенней поисковой разведки на местах боёв 20-й Армии Западного фронта, непосредственно вблизи железной дороги Ржев-Вязьма, было обнаружено неучтённое воинское захоронение. На маленькой полянке, расположенной рядом с ж.д. и большаком Станино-Сычевка, при помощи поискового щупа на глубине одного метра найдены останки солдат. Проведённые раскопки показали, что в небольшой яме размером 2х3 метра покоятся 20 бойцов. Найдено военное снаряжение и амуниция, подтверждающие, что это останки советских солдат: монеты СССР - 10-15-20 копеек 1930-х годов, подсумки, патроны к винтовке Мосина, советская зелёная эмалированная кружка, ложка, два мундштука... В процессе работ найдено 4 солдатских медальона: два штатных (1 карболитовый чёрный, 1 металлический) и две винтовочных гильзы с записками. Карболитовый медальон оказался пуст, записка в одной из гильз полностью истлела, и прочитать её не удалось. Записка во второй гильзе сохранилась лучше. Несколько часов было потрачено на извлечение бумаги, чудом сохранившейся спустя 76 лет. Написано обычным карандашом. И вот уже можно прочитать: «Воинское звание – красноармеец; Год рождения – 1923; Адрес семьи; Фамилия; Теплоухова Степанида Семёновна; Область; Челябинская; Район; Шатровский; Черновский сельский совет…». Однако по этим данным не получается установить ФИО самого бойца. Несколько дней искали информацию в ОБД «Мемориал» и НАШЛИ! Шубин Василий Иванович, 1923 года рождения, уроженец Шатровского района д. Помалова. Жена Степанида Семёновна Шубина. Спустя несколько дней из Муниципального архива Шатровского района пришёл долгожданный ответ: «Жена Шубина Василия Ивановича – Теплоухова Степанида Семёновна». Василий Шубин, 19-летний парень, пропал без вести 12 декабря 1942 года, не вернулся из танкового десанта к железной дороге Ржев-Вязьма. Призванный в Красную Армию в марте 1942 года, он проходил службу в отдельном лыжном батальоне 30-й гв. стрелковой дивизии. В тот день из двух рот лыжного батальона в список пропавших без вести записали 141 бойца. Из 24 танков вернулось только 3. До поставленной цели, железной дороги Ржев-Вязьма, они не дошли буквально 100 метров...
Выражаю благодарность сотрудникам Муниципального архива Шатровского района и лично Л.А. Мосевич. Без их помощи было бы невозможно достоверно установить личность бойца.
Погибший танковый десант
Василий Юлианович Волков в своих воспоминаниях о боях на Ржевско-Вяземском выступе, в которых он участвовал, написал книгу «От Тулы до Курляндского полуострова. По боевому пути 30 гвардейской Рижской Краснознамённой стрелковой дивизии». Приведём отрывки из неё, касающиеся тех дней, когда погиб наш земляк Василий Шубин.
… Перед рассветом доставили в термосах горячий завтрак, а в 10 часов 11 декабря 42 года мощный залп пяти дивизионов «Катюш», сотрясая землю, послужил сигналом начала артподготовки. Более сотни орудий и миномётов в течение двух часов вели ураганный огонь по оборонительным позициям противника на участке прорыва протяжённостью около двух километров. Корректировка стрельбы затруднялась, разрывы снарядов скрывала непогода. Немецкая артиллерия первое время молчала, но вскоре уцелевшие фашистские батареи открыли ответный огонь, а из укрытий выдвинулись немецкие танки. Попытки выбить противника с рубежа обороны в Малом Кропотово не имели успеха. Атакующие пехотинцы на открытой местности попали под прицельный огонь пулемётов и артбатарей противника. Танки 6-го танкового корпуса были встречены огнём пушек. Сопротивление противника нарастало. Танки сбились с курса и, не дойдя до М. Кропотово, укрылись в лощине. Днём был введён в бой находившийся в резерве 96-й гв. полк майора А. И. Матвеева. Однако, несмотря на подход свежих сил, части дивизии не смогли добиться успеха. К вечеру полки были отведены на исходные позиции и залегли на подступах к траншеям противника... 12 декабря наступление было возобновлено. Включилась в бой 200-я танковая бригада. 94-й полк ворвался на окраину М. Кропотово и захватил участок траншеи противника. Стремясь развить успех, был выброшен в тыл врага танковый десант под командованием командира лыжного батальона В.И. Горелова. 24 танка, на броню которых были посажены две роты лыжников (от автора - в том числе и Василий Шубин), направились в обход Кропотово. Сминая все на своём пути, танки прорвались через позиции противника, но на подходе к железной дороге натолкнулись на сильную противотанковую оборону. Десант вступил в бой. Прямые попадания вражеских снарядов наносили повреждения танкам. К тому же десант нарвался на упрятанные в снегу мины, а лыжники попали под пулемётный обстрел. К вечеру десантники не досчитались многих бойцов и командиров, а 13 подбитых и подорвавшихся на минах танков стояли неподвижно на поле боя. Гв. капитан Горелов был ранен ещё в начале боя, его удалось отправить в медсанбат. Сейчас же большая часть командного состава вышла из строя. Выбрав выгодную позицию, десант занял круговую оборону. Здесь застала их ночь. Командование над лыжниками принял парторг Т. Г. Петрушкин. Утром гитлеровцы возобновили огонь по десанту. Были подбиты ещё 7 танков, а один подорвался на мине. Более сотни фашистов кучей бросились на горстку гвардейцев.
«Спокойно, стрелять только по команде», - приказал Петрушкин. Подпустив врага на 60-70 метров, парторг нажал на спусковой курок автомата и воскликнул: «Огонь!». Ливень свинца хлестнул по гитлеровцам. Немало их осталось лежать на снегу, а остальные повернули назад. Натиск немцев был отбит. Через 20 минут гитлеровцы ударили с фланга. Их снова встретил пулемётный огонь. Вторая атака была отражена... Находясь в тылу врага, лыжники сражались пока не кончились боеприпасы. На вторые сутки, с наступлением темноты, оставшаяся небольшая группа в сопровождении трёх танков, прорвалась через позиции противника и вышла к своим. На броне танков вывезли своих раненных товарищей... Много десантников осталось на поле боя. Они погибли, сражаясь в тылу врага.
Знаете, каким он парнем был
Василий был вторым ребёнком в большой крестьянской семье Ивана Григорьевича и Анны Васильевны (в одном доме проживало 14 душ: родители, 5 сыновей — Александр, Василий, Евлампий, Михаил, Николай, 3 дочери — Зинаида, Афонасья, Пелагея, 2 внука (дети Александра) — Геннадий, Юрий и 2 снохи — Нина и Степанида Теплоухова (жена Василия — они были не списаны с ним). Сегодня в живых никого из них нет. Последней не стало в 2017 году жены Василия Степаниды Семёновны. Познакомилась она с Василием в колхозе «Уральский рабочий», где вместе работали: Степанида — разнорабочей, Василий - возчиком горючего. Полюбили друг друга и стали жить вместе. Затем война, разлука. Больше она своего суженого не видела... Василий был весёлым и жизнерадостным человеком, мечтал о большой и крепкой семье. Мечтам этим не суждено было сбыться. На жизнь и судьбу его поколения, говоря словами поэта Василия Фёдорова: «Мне с жизнью моею была вручена святая трагедия века».
На малой родине Василия Ивановича Шубина — в д. Помалова сейчас с десяток домов, в одном из которых живёт жена младшего брата Михаила — Феоктиста Мартемьяновна Шубина. Сейчас ей 86 лет. В семейном архиве она нашла фото Василия, где он вместе с одноклассницами. Это была его последняя фотография. Затем фронт. Похоронка, где указано, что красноармеец В.И. Шубин пропал без вести. В 90-х годах вышла областная Книга Памяти. Там тоже несколько строк о земляке: «...отдельный лыжный батальон, 30 гв. дивизия. Был в последнем бою 12.12. 42». И всё — 76 лет забвения. Сегодня из родных красноармейца Шубина в Шатрово живёт внучатый племянник Александр Шубин.
Кропотово
Кроме крыши рейхстага, брянских лесов,
Севастопольской канонады
Есть фронты, не подавшие голосов.
Эти тоже выслушать надо.
Многие знают, где оно,
Безымянное Бородино:
Это - Кропотово, возле Ржева,
От дороги свернуть налево.
Там домов не более двадцати было.
Сколько осталось - не знаю.
У российской огромной земли - в груди
То село словно рана сквозная.
Стопроцентно выбыли политруки.
Девяносто пять командиры.
И село (головешки да угольки)
Из рук в руки переходило.
А медали за Кропотово нет? Нет,
За него не давали медали.
Я пишу, а сейчас там конечно, рассвет
И ржаные жёлтые дали.
И, наверное, комбайн идёт по ржи,
Или трактор пни корчует,
И свободно проходят все рубежи,
И не знают, не слышат, не чуют...
Борис СЛУЦКИЙ.
Кстати
Группа «Искатель» (возглавляет её Александр Царьков - www.1942.ru) была организована на базе туристско-краеведческого отряда средней школы №227 Фрунзенского района г. Москвы и занимается поисковой работой с 1988 года. Каждый год проводит поисковые экспедиции в Сычёвском районе Смоленской области. За прошедшие годы были найдены и захоронены останки более 1500 солдат и офицеров, погибших в Ржевско-Сычёвской стратегической наступательной операции «Марс» (25 ноября - 20 декабря 1942 года). Установлены имена и судьбы десятков пропавших без вести бойцов. Проводится активная работа по поиску их родственников. В 2018 году Группа военной археологии «Искатель» отмечает своё 30-летие!
Комментарии