Отряд, не знавший слово «невозможно»

Рассказ про воина-афганца Александра Андреева.

69 человек из Шатровского района прошли трудными дорогами Афганистана, выполнили свой долг, показали солдатское мужество и стойкость, верность делу отцов, воинской  присяге. Один из них Александр Михайлович Андреев из Шатрово. Разговаривая с ветераном-интернационалистом, думал, что особо нового о той войне я не услышу. Ведь за 20-летнее общение с воинами-афганцами на страницах газеты «Сельская новь» опубликованы десятки статей, воспоминаний ветеранов. В нашей области напечатаны книга «Живая память Афгана», альбом «Ратная доблесть Зауралья», посвящённая 30-летию вывода советских войск из Афганистана и другие, где рассказывается и о наших земляках. Но Александр Андреев открыл другую строну той войны, боевые операции которой до сих пор находятся под грифом «Секретно»…

Александр Андреев уроженец с. Шатрово, прожил здесь всю жизнь за исключением двух армейских лет. После окончания Шатровского профтехучилища №24 сенью 1979 г. его призвали в армию. Служить довелось в прославленных погранвойсках на Дальнем Востоке. За три месяца в «учебке» из нашего земляка сделали первоклассного водителя бронетранспортёра — БТР-60 ПБ. Дальнейшая служба проходила на заставе «Уссурийская №7», которая находилась на острове между двух рек — Амуром и Уссури, а впереди -  Китай. Надо отметить, что пограничные войска находились в подчинении комитета государственной безопасности (КГБ). Поэтому дисциплина, боевая и спортивная выучка здесь были на высшем уровне.

«Почти ежедневно бег по 10 км, - рассказывает Александр Михайлович. - Два раза в неделю ночные и дневные стрельбы. Выматывались по-полной, а ещё и границу «на замке» надо держать 24 часа в сутки, - смеётся ветеран. Так бы и прошла моя служба, но в один декабрьский день 1980 г. на заставу приехал «комитетчик», которому позарез нужен был водитель БТР. Из двоих выбрали меня, так как другой был семейным. Так из 36 пограничников я один отправился в жаркую республику под названием «Афган». Службу сначала проходил в г. Кундуз, а потом в Файзабаде. Если Афганистан считался сам по себе глушью, то уж Файзабад точно – самой забытой дырой в этой глуши. Высокогорный северо-восток страны граничит с Китаем, Индией, Пакистаном — не самое спокойное место на глобусе. Из пограничников я стал бойцом специального назначения отряда «Каскад». Это было самое засекреченное подразделение КГБ, которое относилось к отделу внешней разведки. Наш отряд насчитывал всего 40 человек, это вместе с офицерами из спецотряда МВД СССР «Кобальт». Последние занимались созданием афганской милиции -  Царандой, а «каскадовцы» инструктировали сотрудников ХАДа – это афганская госбезопасность. Также мы работали с агентурой – собирали сведения о бандах, маршрутах караванов, складах с оружием и боеприпасами. Никаких воинских званий, различий на форме у нас не было. К друг другу обращались по именам, мы были как одна семья.

- Что входило непосредственно в Ваши обязанности?

- Нас, солдат срочной службы, всего было 13 человек. Мы были универсальны и могли заменить друг друга. Весь быт, несение караульной службы ложилась на наши плечи. Также в мои задачи входила исправность и боевая готовность двух ГАЗ-66. Кроме того, у нас в отряде было два БТР и автомобиль «Нива». Раз в 2 недели мы ездили в 860-й мотострелковый полк за водой, продуктами, боеприпасами. Когда уезжали на боевые операции, я становился стрелком.

- Скажите, что не может забыть ваша память?

- Дикая жара, под 70 градусов. И пыль, как цемент. Первое время мы лежали пластом, с раздутыми от воды животами — всё никак не могли напиться. Потом привыкли. А ещё вспоминаю пейзажи далёкой страны, где горы у подножья выжжены нещадным солнцем, а на вершинах лежат вечные снега.

- А как же бои с душманами, потеря друзей?

- Наши командиры были профессионалами высшей пробы. Всё просчитывали до мелочей, знали территорию, как свои пять пальцев, а также традиции, менталитет и даже язык местных жителей. Да, часто приходилось участвовать в боестолкновениях, засадах, в ночь пешком шли по хребтам и ущельям с поклажей на себе под 30 кг. Это была наша почти повседневная работа. Но потерь среди нашего отряда не было. За год погиб только один человек от случайной пули. Мы больше боялись частных обстрелов с гор города, никогда не знаешь, что и куда прилетит.

- Расскажите про бой, который больше всего запомнился?

- Это бой за гору «Зуб». Там засели сотни «духов», мы их обнаружили и сообщили координаты в Центр. На нашей базе был ЗИЛ-131 с мощной радиостанцией, машина была заминирована и при нападении мы должны её взорвать. Более 500 бойцов из разных родов войск за считанные часы были стянуты к горе. Бой продолжался двое суток, била артиллерия, «вертушки» утюжили НУРСами мятежников. Погибших было много с обеих сторон, но мы эту высоту взяли.

… После армии Александр Михайлович вот уже больше сорока лет не выпускает из рук шофёрскую баранку. Работал на разных предприятиях райцентра. Сейчас трудится в охране Россельхозбанка. 15 февраля и 28 мая для него особые дни памяти - о службе в Афганистане и на границе.

Отряд «Каскад» считается одним из самых успешных подразделений спецназначения за всю историю человечества. И хотя просуществовал он недолго – три года, в историю войск спецназа навсегда войдёт как эталон проведения блистательных операций против численно превосходящего противника. Создан он был в июле 1980 года в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР за № 615-200 и приказом КГБ СССР № 00100. Его функции также были чётко обозначены. Это - разведка, диверсии в тылу противника, борьба с бандитским подпольем и контрреволюцией. 70% территорий ответственности «Каскада» находились под контролем душманов.

«Каскад был пробным камнем в деятельности органов безопасности за рубежом. Его опыт показал необходимость иметь в распоряжении государства спецподразделения, способные решать в тылу противника сложные и разнообразные контрразведывательные и оперативно-боевые задачи. Как подметил в одном из своих выступлений бывший начальник нелегальной разведки генерал Юрий Иванович Дроздов: «Это была команда, которая не знала слова «невозможно». Пройдёт ещё немало времени, прежде чем, снятые грифы секретности, позволят узнать настоящую историю отряда «Каскад». Они не упоминались никем и нигде,  о них не было написано ни единой строчки.   Никто, кроме посвящённых, не знал об этих людях, и даже для тех, с кем им приходилось работать, они оставались закрытыми. В бою, как и в любом    деле,  это были самые надёжные парни.

 

13 выпускников Шатровского СПТУ-24 служили в Афганистане. Сейчас училище называется филиалом КТК им. Героя Советского Союза Николая Анфиногенова, которое возглавляет также воин-интернационалист Андрей Власов. Их имена: Александр Андреев, Вячеслав Бутаков, Владимир Бакланов, Александр Борисов, Михаил Горяев, Андрей Дьяконов, Владимир Кокшаров, Алексей Кунгурцев,

2528 человек из Курганской области с 1979 по 1989 годы проходили военную службу в Афганистане, 80 из них не вернулись домой, трое удостоены звания Героя Советского Союза, многие получили ранения. Сейчас в области проживает около 1400 ветеранов боевых действий в республике Афганистан.дрей Маклаков, Пётр Сарычев, Владимир Устюжанин, Евгений Ядрышников

Комментарии

В Курганской области приступают к ремонту памятников погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Все новости рубрики Ветераны