К нам в редакцию обратилась Лидия Васильевна Осинская (Верткова). В прошлом она уроженка д. Кокуй, а сейчас живёт в Казахстане. Женщина попросила помочь ей найти сведения о её дяде-фронтовике Фёдоре Петровиче Третьякове, который не вернулся с войны домой.
Нам удалось выяснить, что Фёдор Петрович Третьяков, 1902 года рождения, уроженец д. Воротниково. В 1941 году призван на фронт, служил в печально известной 367-й стрелковой дивизии в 1217 полку. Эта дивизия была сформирована в сентябре 1941 года в Шадринске, тогда Челябинской области. Для комплектования 1217-го стрелкового полка дивизии люди прибывали из разных районов области: Каргапольского - 100 человек, Мехонского - 60, Шатровского — 146... В ноябре 1941 года 367-я дивизия отправлена на Карельский фронт с общей численностью 10910 человек. 6-7 февраля 1942 года эта дивизия почти целиком осталась лежать в снегу под станциями Масельской и Ванзозеро в Карелии. Общие потери составили 7610 человек, из них пропало без вести – 2967. 1217 стрелковый полк, где воевали наши земляки, погиб почти полностью – в живых числилось лишь 28 человек. Почти все погибшие остались лежать в лесах и болотах. Многие из них не найдены до настоящего времени.
Фёдору Третьякову, если так можно сказать, повезло больше. Он не пропал без вести, как большинство других его однополчан, его семья получала пенсию от государства. Командир отделения получил тяжёлое пулевое ранение в живот и был доставлен в 450-й медсанбат, где 20 января 42-го умер от ран. В документах госпиталя указано первичное место захоронения бойца: «Карело-Финская ССР, Медвежьегорский р-н, п. Айта-Ламба, могила №7» (сейчас этого населённого пункта не существует). Именно эти сведения были указаны в похоронном извещении и направлены на родину солдата его жене Матрёне Ивановне Третьяковой в д. Воротниково Шатровского района. Но в областной Книге памяти в шестом томе сведения о месте захоронения Фёдора Третьякова совсем другие: «Похоронен в Карелии, Сегежский район, станция Раменцы Октябрьской железной дороги».
На разных поисковых сайтах мы узнали, что на неприметной маленькой железнодорожной станции Раменцы сейчас расположен самый крупный мемориал в Карелии. Здесь перезахоронено более четырёх с половиной тысяч бойцов. И каждый год туда захоранивают новых, найденных поисковыми отрядами бойцов. Например, в прошлом году обрели вечный покой ещё 107 героев Великой Отечественной войны. Оказывается, здесь, в Сегежском районе, сражений не было, бои гремели южнее, у станции Масельгская. Однако чёрное крыло войны не обошло эти места стороной. С декабря 1941 по июнь 1944 года здесь дислоцировались штабы и медсанбаты 32-й армии Карельского фронта. Раненых доставляли в медико-санитарные батальоны и госпитали. Умерших от ран хоронили неподалеку в братских могилах. Их вдоль железной дороги сотни. В шестидесятые годы XX века возле станции Раменцы организовали мемориальный комплекс, подняли и перенесли с близлежащих окрестностей, в том числе и из п. Айта-Ламба, из братских и одиночных могил останки 1200 бойцов. Никто и не подозревал, что в прилегающих к станции лесах остались ещё тысячи героев той страшной войны. И с тех пор братская могила только растёт. На мемориальном комплексе уже выбиты имена 3286 человек. Среди них есть и фамилия Фёдора Петровича Третьякова. Фамилии многих ещё предстоит уточнить и тоже запечатлеть на мемориальной плите.
Где же всё-таки покоятся останки нашего земляка? Дальнейшее расследование удивило ещё больше. Как оказалось, фамилия Фёдора Петровича Третьякова увековечена ещё в одном братском захоронении. Эта могила находится также в Медвежьегорском районе на 9-м км шоссе Повенец-Пудож. Это уже третье место в республике Карелия, где имеются сведения о нашем земляке. Поэтому сегодня сказать точно, где покоится прах нашего земляка, не представляется возможным. Наверное, это навсегда останется тайной для родных. Хотя опыт работы многочисленных поисковых отрядов подсказывает, что в 60-е годы прошлого века перенесение останков погибших воинов проводилось в большей мере только на бумаге. В основном, брался в архиве Министерства обороны списочный состав воинского соединения, которое сражалось и погибло здесь, и фамилии благополучно переносились на новый мемориал. Для порядка захоранивалось несколько останков бойцов, найденных поблизости (а иногда и этого не делали). Затем ставили памятник, проводили митинг и рапортовали наверх, что всех перезахоронили - «Никто не забыт и ничто не забыто». Например, так было в д. Топки Орловской области, где в этом году наш поисковый отряд «Звезда» был на «Вахте Памяти». Поэтому, подытоживая наше расследование, можно сделать вывод, что первичные захоронения погибших бойцов являются самыми верными. И с большой долей вероятности можно утверждать, что останки нашего земляка Фёдора Третьякова покоятся в могиле №7 бывшего посёлка Айта-Ламба. Но главное даже не в этом. Карельская земля стала общим местом гибели многих тысяч советских воинов. Они выполнили свой воинский долг до конца и приблизили Великую Победу. Для нас, потомков, все они герои.
Комментарии