Горжусь работой в редакции и не только…

Материал о себе в газете ценился выше, чем подарки от предприятия

В конце шестидесятых и в семидесятые годы прошлого века почти каждая семья в Шатровском районе либо выписывала, либо старалась прочитать каждый номер газеты «Сельская новь». По популярности она была выше областных и центральных газет. Из нее можно было узнать все новости района, своего села деревни, своего предприятия, где ты работаешь, а также самые свежие события в стране.

Человек труда очень гордился, если в газете помещали его фотографию или рассказывали о его трудовых успехах. Материал о себе в газете ценился выше, чем подарки от предприятия или денежная премия.

Именно в этот период я был приглашен на работу в редакцию газеты «Сельская новь» на должность фотокорреспондента после окончания Шатровской средней школы. Выбор редактора газеты Леонида Николаевича Кононова был не случаен. Еще с восьмого класса я рассказывал в районной газете о славных делах пионерской и комсомольских организациях школы. Делился мыслями и впечатлениями о понравившихся мне книгах со своими сверстниками на страницах газеты. В стенной печати школы, думаю, что был самым активным корреспондентом. Печатались мои заметки и в областных газетах и даже одна - в центральной газете «Советский патриот».

Двадцатого августа 1968 года по приказу был принят на работу в редакцию. А на следующий день получил первое «боевое крещение». Выезд в колхоз «Зауралье» с Василием Павловичем Кандаковым – первым секретарем Шатровского райкома КПСС. Цель – сделать фоторепортаж о завершении уборки зерновых. Колхоз «Зауралье» первым в районе справился с этой работой. Чем руководствовался редактор газеты, отправляя меня с Кандаковым, - не знаю? Конечно, недоверчиво Василий Павлович посмотрел на меня, но ничего не сказал. Редакционное задание было выполнено. Это мой первый успех в качестве штатного работника.

Были и неудачи. Пять раз переписывал зарисовку о молодой доярке из колхоза «Сибирь» Наде Пунтовой. Где это видано, чтобы цыганка работала?Да ещё и дояркой. А в «Сибири» нашлась такая. Ответственный секретарь газеты Анфиза Григорьевна Половникова убеждала меня: «Случай не рядовой и поэтому материал в газете должен быть особенный. Переписывай! Зарисовка об этой девушке вышла под заголовком «Навстречу ветру».

Газета выходила три раза в неделю. «Красной нитью» через все её страницы проходила тема о человеке, достижениях передовиков производства, новаторстве, прогрессивных методах труда в промышленности и сельском хозяйстве. Никаких рекламных материалов не было. Нагрузка на каждого работника редакции была огромной. В рабочее время мы находились в колхозах или предприятиях. После работы готовили материал, чтобы утром сдать его машинистке.

Хочу отметить такие черты сотрудников: трудолюбие, порыв сделать газету интереснее. В коллективе царили дружеские отношения друг к другу, готовность в любую минуту прийти на помощь своему коллеге, дать хороший совет. Такого взаимопонимания я нигде больше не встречал. Спасибо А. Улыбину, А. Волкову, А. Кузнецову, конечно, редактору газеты Л. Кононову и другим сотрудникам, которые помогали мне оттачивать профессиональное мастерство, формировали из меня настоящего гражданина: шёл мне в ту пору восемнадцатый год.

Как самому молодому сотруднику, поручалось мне освещать темы молодёжи, работу комсомольской организации района. Дела комсомольской организации Шатровского района были ориентиром для молодёжи не только в Курганской области, но и во всей стране. Знамёна ЦК ВЛКСМ, обкома комсомола, различные Дипломы и Почётные грамоты украшали кабинет первого секретаря райкома ВЛКСМ Григория Антоновича Зыкова. Жизненной энергии Григория Антоновича, его работоспособности, идеям мог позавидовать руководитель любого ранга.

Пришло время получать образование. Но и в Курганском сельскохозяйственном институте я редактировал стенную газету зоотехнического факультета, одновременно был председателем факультетского радиокомитета. Кстати, единственного в институте. Идею о создании радиокомитета поддержал ректор института Иван Рафаилович Кун, ранее работавший у нас в Шатровском районе председателем колхоза «Сибирь». Была закуплена радиоаппаратура. В монтаже радиопередач помогала нам Лариса Киселева – сотрудник Курганского областного радио. В выпуске стенгазеты принимал участие фотокорреспондент областной газеты «Советское Зауралье» Григорий Степанович Леонтьев. Отзывчивые люди: они тратили своё личное время, не получая за это ни копейки. Вряд ли такое возможно в наше время.

После окончания сельхозинститута работал главным зоотехником в двух шатровских колхозах: «Путь к коммунизму» (с. Кодское) и «Знамя Ленина» (с. Мостовское). Сотрудничество с газетой «Сельская новь» продолжилось. В это время (1974 – 1982 гг.) более плотно познакомился с талантливым журналистом, замечательным человеком – Анатолием Петровичем Зубаревым, с которым и сейчас поддерживаю дружеские отношения.

По семейным обстоятельствам я переехал в Тюмень. Начался другой этап в жизни; более трудный, но и более интересный. К сожалению, не связанный напрямую с газетами, радио, телевидением. Теперь уже у меня брали интервью тюменские журналисты. Очень кратко о наиболее важных вехах этого периода. Сразу же после переезда работал главным зоотехником Тюменского треста «Птицепром». Это самый крупный трест в Советском Союзе, в состав которого входила самая большая птицефабрика «Боровская» не только в Союзе, но и в Европе. Всего же у треста было 23 птицефабрики. Объём работы колоссальный.

Затем пригласили возглавить сельхозотдел в Главное управление нефтяной промышленности Тюменской области. Каждое нефтяное управление на Севере имело сельхозпредприятие. Так, в Урае содержали 10 тысяч свиней и 1,5 тысячи крупного рогатого скота. Всё это перерабатывали на месте: свои убойные цеха, молокозаводы и т.д. С развалом Советского Союза развалилось и сельское хозяйство.

В эпоху президента России Ельцина занимал должность заместителя генерального директора нефтяной компании «Сиданко». Основная обязанность – возврат денежных средств за поставленную нефть в Казахстан. Это девяностые годы. Сплошные неплатежи. Наиболее трудный период в моей жизни. Но шатровская закалка помогла. Результатом работы на этом поприще стала покупка генеральным директором компании Анатолием Васильевичем Сивак четырехкомнатной квартиры в центре города Тюмени и передачи её мне в подарок. Не очень часто и не всем дарят такие подарки. От этой же компании дважды назначался руководителем делегации для поездки в Китай. Возили мы туда руководителей сельхозпредприятий Тюменской области и Казахстана. Знакомили с переработкой нефти в городе Дацине и перенимали опыт содержания животных в этой стране. В одной из делегаций был и Павел Васильевич Хандорин, бывший первый секретарь Шатровского райкома КПСС, работавший в то время директором совхоза «Урожайный» Исетского района Тюменской области. В состав этой же делегации входил советник по сельскому хозяйству президента Казахстана Назарбаева. Имя я его не помню.

Последние восемь лет я работал руководителем иностранной компании «Альянс-Трейд». Названия этой компании были разные: так уходили от налогов и комплексных проверок. Головное предприятие находилось в городе Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа. Кроме головного предприятия были ещё шесть филиалов. Ежедневная выручка составляла 5-6 миллионов рублей. Вот такое у меня было «маленькое» хозяйство. В шестьдесят четыре года на смену мне пришёл совсем молодой человек.

Семейное положение – женат. Жена – Марина Николаевна – 34 года, кандидат химических наук, руководитель двух химических лабораторий: в Ноябрьске и Новом Уренгое. Есть у нас славная дочь Танюша. Ей 10 лет. Отличница, победитель школьных городских, окружных олимпиад. Имею три образования, два из них высшие.

Хотелось бы своё повествование закончить с чего начал: с газеты «Сельская новь». Я её регулярно читаю по интернету. Всегда готов откликнуться на просьбы редакции по любому вопросу.

Фото из альбома семьи Лютиковых.

Комментарии

Все новости рубрики Общество