Если тест на ВИЧ оказался положительный

35 лет человечество борется с ВИЧ-инфекцией, со СПИДом, но никак не может победить. Почему?

По данным Роспотребнадзора, в 2018 году в России впервые за несколько лет снизилась заболеваемость ВИЧ. Но специалисты ведомства тут же оговорились: «Мы не можем сказать, что заболевших стало меньше, мы только можем сказать, что меньше стало выявленных. И то снижение очень незначительно».

Сегодня на тему ВИЧ-инфекции журналист ИД «Новый мир» беседует с главным врачом Курганского областного центра СПИД Оксаной Сагайдак.

– Оксана Александровна, если тест на ВИЧ оказался положительный, это может быть ошибкой?

– Медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию проводится в несколько этапов. Если на первом скрининговом этапе (исследование ИФА – иммунноферментный анализ) получен положительный результат, то специалисты исследуют эту кровь на следующих двух тест-системах других производителей. Если в одной из этих тест-систем также идёт положительный результат, то кровь направляется на следующий этап – подтверждающий (тест иммунного блоте).

Первое исследование ИФА может дать положительный результат – около 54 заболеваний и состояний могут способствовать этому. Но так как диагноз никогда не ставится по результатам первого этапа, а только с учётом дальнейшего двойного контроля, то выставленный центром СПИД диагноз уже является достоверным. Здесь никакой ошибки быть не может.

– Правда ли, что у большинства ВИЧ-положительных есть гепатит С?

– Это мнение – отпечаток начала развития процесса ВИЧ-инфекции, когда в начале 2000-х годов основной путь передачи был наркотический при внутривенном потреблении. Вот тогда в 70% случаев шло в паре заражение и гепатитом С, и ВИЧ-инфекцией. С 2013 года на территории Курганской области преобладает половой путь передачи. Вначале на его долю приходилось 56 – 57% от числа вновь выявленных лиц, то по итогам 2018 года этот путь передачи составил 62%. Это говорит о том, что инфекция из групп риска (люди, употребляющие наркотики) вышла в общую популяцию. При половом пути гепатит С не идёт компаньоном к ВИЧ-инфекции. На сегодняшний день 25% среди вновь выявляемых – это обычные люди, не отягощённые неблагополучным социальным статусом. Это люди с высшим образованием, работающие, имеющие семьи. Сейчас нельзя сказать, что ВИЧ-инфекцией могут болеть только наркоманы или лица, ведущие беспорядочную половую жизнь или вступающие в половые отношения со случайными партнёрами.

Нет. Сегодня потому и пристальное внимание к этой теме, что ВИЧ-инфекция может коснуться каждого.

Необходимо знать, что невозможно заразиться через поцелуи, рукопожатия, бытовые предметы: полотенце, унитаз, посуду и т. д. Существуют три основных пути передачи ВИЧ – это половой путь, употребление внутривенных наркотиков и от ВИЧ -инфицированной женщины ребенку во время беременности и при грудном вскармливании. Казалось бы, всё нам известно, пути передачи изучены. Но тем не менее в 2017 году у 1001 зауральца выявлен ВИЧ. В 2018 году – у 906 человек. Это большое количество, и говорит оно о том, что люди недостаточно хорошо информированы об опасностях заражения ВИЧ-инфекцией.

– Если тесты показали, что человек ВИЧ-инфицирован, значит, ему подписан смертельный приговор?

– ВИЧ-инфекция сейчас не относится к смертельным заболеваниям, она позиционируется как хроническое инфекционное заболевание. Произошло это благодаря появлению антиретровирусной терапии. Единственное, что нужно понимать людям с ВИЧ-инфекцией, если они начинают принимать терапию, то должны это делать до конца жизни. Это ежедневный труд. Смысл терапии в том, что противовирусные препараты нарушают процесс размножения вируса. Вы, наверное, знаете, что вирус ВИЧ-инфекции разрушает клетки иммунной системы человека. Проникая в иммунную клетку, вирус встраивается в ее ДНК ,и наша собственная клетка, которая должна уничтожать чужеродные агенты, начинает его размножать. Противовирусная терапия разрывает эту цепочку. Вирус остаётся в клетке, но не имеет возможности размножаться. Соответственно, он не может поразить другие клетки иммунной системы, и такой человек может жить обычной жизнью. Второй момент терапии. Когда вирус делится, клетка погибает, и вирус выходит в жидкие среды организма. Это кровь, влагалищные выделения, сперма и женское грудное молоко. Находясь в этих средах, он может передаваться другим людям. Если же человек принимает терапию, то у него вирус находится в клетке, а не в жидких средах организма. Поэтому такой человек имеет меньшее значение как источник вируса.

На первом этапе приёма препаратов может появиться дискомфорт, но со временем все проходит. График приёма препаратов оговаривается с пациентом заранее, чтобы он мог принимать их в удобное для себя время. Таблетки нужно принимать строго в одно и то же время, чтобы сохранить нужную концентрацию действующего вещества в крови.

– Кто финансирует лечение больных ВИЧ?

– Вся медицинская помощь ВИЧ- инфицированным гражданам оказывается бесплатно – обследование, лечение, профилактика передачи ВИЧ от матери ребенку. Также и освидетельствование на ВИЧ-инфекцию для граждан РФ проводится бесплатно. Стоимость месячного комплекта лекарств для начинающего принимать терапию пациента составляет чуть больше 1 тысячи рублей. Сегодня в России принята Национальная стратегия по противодействию распространению ВИЧ-инфекции, которая содержит два направления. Первое – это информационная работа с населением и мотивирование на прохождение тестирования на ВИЧ. Второе – информирование человека, у которого выявили инфекцию, о его дальнейших действиях. Нам необходимо сохранить его как демографическую, социальную, трудовую единицу общества. Сегодня ВИЧ-

инфицированные люди вполне могут иметь здорового ребенка. Здесь врач и пациент работают в паре, добиваются качества лечения, когда вирусная нагрузка в крови минимальная. Тогда мы сохраним этому человеку жизнь и возможность иметь полноценную семью.

– Когда нужно начинать приём таблеток? Сразу после постановки диагноза?

– Всё зависит от того, на какой стадии находится заболевание. Конечно, при желании человек может начать принимать препараты сразу. При назначении терапии человек проходит консультацию у медицинского психолога. Специалист оценивает, насколько пациент готов принимать терапию. Понимаете, когда человек узнаёт о диагнозе, возникает паника и желание срочно получить таблетки. Это неправильно. Нужно сначала принять диагноз, понять, как с ним жить, тогда уже можно говорить о терапии. Почему? Сейчас много говорится об резистентности к антибиотикам. Так вот, антиретровирусных препаратов от ВИЧ-инфекции в разы меньше, чем антибиотиков, и принимаются они в комплексе. Поэтому, если человек не будет привержен терапии, будет пропускать приём таблеток, случится непоправимое. Даже нескольких дней пропуска может быть достаточно для возникновения резистентности (невоспринимаемость, устойчивость) к этим препаратам. А заменить их достаточно сложно.

– Насколько продляется жизнь заболевшего ВИЧ-инфекцией благодаря терапии?

– По некоторым данным, человек с ВИЧ-инфекцией на 10 лет раньше стареет, но он проживает свой биологический возраст, который дан ему природой.

– Что значит ДКП и ПКП?

– Доконтактная профилактика у нас в стране не практикуется. ДКП предполагает, что здоровый человек будет пить антиретровирусные препараты до интимного контакта с ВИЧ-инфицированным. Или когда здоровый человек живет или находится в постоянном контакте с инфицированным человеком. А постконтактная профилактика – это когда у здорового человека уже случилась рисковая ситуация. В основном это медицинские аварии, когда медработник при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированному получает травму. Этому подвержены акушеры, гинекологи, медсёстры, хирурги, травматологи и т.д. В таком случае оценивается полученный риск и пострадавшему назначается один месяц приёма терапии. Также к нам могут обратиться обычные люди, которые сами травмировались, когда дети пострадали от шприцев, оставленных неизвестными людьми. В определённых случаях назначаем ПКП.

– 35 лет мы боремся с ВИЧ-инфекцией, со СПИДом, но никак не можем их победить. Как вы считаете, почему?

– Думаю, проблема в том, что люди недостаточно информированы и не в полной мере оценивают риск появления ВИЧ-инфекции в своей жизни. Человек должен не просто принять информацию о вирусе, о путях передачи и мерах профилактики, он должен принять это к действию. Не употреблять наркотики и иные психотропные вещества, алкоголь, потому что под их воздействием человек становится более раскрепощённым,

позволяет себе то, что в обычном состоянии не позволил бы. Например, вступает в сомнительные половые связи.

Бывают, конечно, случаи, когда молодые люди влюбляются и не задумываются, что у их партнера могли быть сомнительные половые связи. В идеале, для того чтобы выстраивать более близкие отношения, надо узнать ВИЧ-статус партнёра и быть взаимно верными. А если нет уверенности в партнёре, то надо пользоваться средствами защиты.

Сегодня в России достигнут лучший в мире показатель по предотвращению передачи вируса от матери к ребенку. Благодаря проведению медикаментозной профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку, передача вируса ребенку происходит только в 1,5% (без профилактики передача осуществляется до 30%). Здесь государство и медицинское сообщество проводят огромную работу. За период беременности женщина обследуется три раза с учетом того, что инкубационный период заболевания в среднем составляет 3 месяца. Обследуется также папа ребёнка. Очень опасно, когда женщина заражается в период беременности и ВИЧ-инфекция выявляется при втором и третьем обследовании. У врачей в таком случае остаётся мало времени, чтобы снизить вирусную нагрузку до неопределяемой.

– В социальных сетях есть множество групп, где собираются люди, считающие, что ВИЧ и СПИДа не существует. Как вы к этому относитесь?

– СПИД-диссиденты распространяют недостоверную информацию и дают людям с ВИЧ ложную надежду. В итоге мы имеем факты смерти детей от СПИДа, родители которых являются диссидентами. В прошлом году в Тюмени умер ребёнок, мама которого отказывалась от его лечения. В Санкт-Петербурге произошла аналогичная ситуация. У нас в практике есть случаи, когда люди, принимающие терапию, вдруг отказываются от лечения. Соответственно, состояние здоровья у них заметно ухудшается. И через какое-то время пациент приходит обратно, чтобы продолжить терапию. Для этих людей уже не нужны никакие особые доказательства существования заболевания, потому что они через это прошли. Особенно у детей видно, когда у них происходят пропуски препаратов. У детей еще не сформирована иммунная система, поэтому им сразу после выявления заболевания назначается терапия. Пропуск или отказ от таблеток у детей сразу приводит к прогрессированию заболевания.

Очень страшно, когда в сети диссидентов попадают беременные женщины. Если в отношении родителей, отказывающихся от лечения ребенка, можно применить закон, то нерожденный ребенок не является субъектом права. Мать сама решает, будет она лечиться или нет. Реальных мер воздействия, кроме беседы , на неё у нас нет.

– Мой сын – подросток. Я у него спрашиваю, говорили ли им в школе о ВИЧ-инфекции, о СПИДе. Он отвечает: «Нет».

– С системой образования у нас несколько разные подходы к профилактике ВИЧ-инфекции. Мы не можем прийти в школу и открыто говорить о средствах защиты при половых контактах или внутривенных наркотиках. В школе делается акцент на пропаганду здорового образа жизни. Предполагается, что ребенок будет увлечён спортом, интересными занятиями и у него не остается времени для вредных привычек. Но говорить

о половом воспитании очень важно. На базе Курганского центра медицинской профилактики со старшеклассниками проводится школа репродуктивного здоровья. Также в 10 – 11-е классы приходят волонтёры-медики с информацией о ВИЧ- инфекции.

Специалисты центра СПИД проводят семинары для педагогов, а уже они транслируют информацию для детей. Донесение информации о ВИЧ-инфекции в первую очередь очень важно для девочек. Потому что риск заражения девочки при первом половом акте с ВИЧ-инфицированным мужчиной огромен.

Считаю, что уже в детском саду надо разговаривать с ребенком о том, чтобы он не поднимал шприцы на улице. Это опосредованно будет профилактикой ВИЧ-инфекции.

– Кому в первую очередь надо проходить тест на ВИЧ? И как часто?

– Каждому взрослому человеку один раз в год необходимо обследоваться на ВИЧ-инфекцию. Единственное исключение, когда пара живет в верности друг другу и не употребляет наркотиков. Им можно обследоваться один раз и потом придерживаться своей модели поведения.

Сейчас мы находимся во временном промежутке когда заболеваемость ВИЧ-инфекции высокая. Соответственно, необходимо обследовать каждого человека в возрасте от 18 до 50 лет, обратившегося в медучреждение, проводя таким образом скрининг населения. Пытаемся максимально выявить тех, кто уже заразился. Это поможет нам в борьбе с распространением заболевания, сохранит жизни людям с ВИЧ-инфекцией.

Наталья Менщикова.

Publishing house "New world" ©

Фото из личной страницы «Вконтакте» Оксаны Сагайдак.