Предоставление отсрочки исполнения решений суда

***

Частью 1 ст. 358 КАС РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в п. 25 постановления от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Судом рассмотрен ряд административных дел по заявлениям Администрация Шатровского муниципального округа Курганской области об отсрочке исполнения решений суда.

В обоснование заявленных требований указано, что, с учетом правопреемства, решением суда на Администрацию Шатровского муниципального округа возложена обязанность обустроить твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенные на территории Шатровского муниципального округа. Исполнить решение суда в настоящее время невозможно.

Невозможность обеспечения финансирования в 2022 г. в полном объеме обусловлена преобразованием муниципальных образований Шатровского района, установлением переходного периода и заменой сторон в соответствующем исполнительном производстве.

Финансирование строительных работ по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов осуществляется в рамках государственной программы Курганской области «Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области», утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 18.02.2022 № 22. Шатровский муниципальный округ включен в указанную программу.

В подпрограмму «Обращение с отходами на территории Курганской области» в составе указанной программы в августе 2023 г. внесены изменения, касающиеся перераспределения объемов финансирования за счет увеличения расходов на обеспечение финансирования мероприятий из внебюджетных источников бюджета, при этом уменьшены объемы финансирования за счет областного и местных бюджетов.

Для исполнения решений суда требуется значительная сумма.

Бюджет муниципального образования с учетом особенностей бюджетного процесса (п.2 ст.83 БК РФ)  и недостаточности денежных средств, за счет которых формируется доходная часть бюджета, не позволяет обеспечить собственное финансирование строительных работ по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов.

Устройство контейнерных площадок в границах муниципального округа возможно только в результате поэтапного финансирования за счет средств местного бюджета.

В суд представлены документы о запланированном финансировании соответствующих работ из местного бюджета на 2023, 2024, 2025 г.г.

Заявителем указано, что в настоящее время во всех населенных пунктах для сбора мусора установлены баки с крышками.

Таким образом, учитывая реорганизацию органов местного самоуправления Шатровского района и объективную длительность процедур, связанных с перераспределением полномочий органов исполнительной власти муниципального образования, определением первоочередных задач органов местного самоуправления и перераспределением средств бюджета, короткий период времени со дня возбуждения исполнительного производства и замены должника, очевидную недостаточность установленного судебным приставом-исполнителем 5-дневного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, суд приходит к выводу о невозможности исполнения судебного акта в настоящее время по объективным причинам: ввиду длительности как периода времени, необходимого на выполнение соответствующих работ, так и процедуры выделения финансирования на такие работы.

При указанных обстоятельствах суд, руководствуясь нормами законодательства, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований об отсрочке исполнения судебных актов и их удовлетворению.

Наталья Шарыпова, помощник судьи Шатровского районного суда.

Комментарии