Там, в прикарпатских лесах, смерть подстерегала повсюду

Рассказ о ветеране Великой Отечественной войны Василии Евграфовиче Теплоухове из села Мехонское.

Когда началась Великая Отечественная война, Василий Теплоухов из д. Усольцевой окончил 5-й класс. Фронтовик Василий Евграфович Теплоухов относится к той категории участников войны, которые получили этот статус сравнительно недавно. В мае 1945 года далеко не для всех жителей СССР наступило мирное время. На территории Западной Украины продолжала действовать мощная и разветвлённая сеть Организации украинских националистов Украинской повстанческой армии ОУН-УПА, более известных в народе как бандеровцы. Для их разгрома советской власти потребовалось почти десять лет. В ликвидации этих бандформирований принимал участие и наш земляк Василий Евграфович Теплоухов.

Предпоследний, семнадцатый!

Сегодня даже мысленно трудно представить, что в одной семье может родиться почти два десятка детей. А вот в семье Евграфа Михайловича и Варвары Ивановны Теплоуховых родилось 18 детей (!), из которых, к сожалению, выжили только шестеро, и семнадцатым, предпоследним, был мой собеседник Василий Евграфович. Разница в возрасте между ним и старшей сестрой была в 20 лет (когда родился последний ребёнок, отцу уже было 55 лет). Уже с семи лет он вместе с родителями, братьями и сёстрами работал в колхозе «Колос»: пас жеребят, полол пшеницу, картошку, возил силос. С началом Великой Отечественной войны призвали старших братьев: Михаила отправили на фронт, а Вячеслава мобилизовали в милицию. В 42-м на Михаила пришла похоронка. После окончания Мехонской семилетки в 1943 году Василий пошёл в штурвальные к комбайнёру Валентине Афанасьевне Королёвой. Способного к технике мальчугана заметил зав. МТМ Сергей Михайлович Теплоухов. Он отправил его на курсы трактористов. Так, в 15 лет Василий стал управлять «железным конём». В их маленьком колхозе было всего два трактора, трудились в основном девушки, женщины. 9 мая 45-го ветеран помнит хорошо. Он вместе с Марией Долгушиной, Тоней Дьячковой и Валентиной Королёвой был на полевом стане. Было прохладно, шёл дождь, поэтому посевные работы пришлось прекратить. Они пошли в деревню. А там уже ликовали, все кричали: «Победа! Победа!». Кто-то радовался, кто-то плакал, ведь очень много односельчан не вернулось с войны. Это был незабываемый день!

Война после войны

6 февраля 1949 года Василия Теплоухова призвали в армию. Сначала прошёл армейскую «учебку», затем был направлен в войска МГБ (Министерства госбезопасности) в часть по ликвидации банд. Отправили солдата на Западную Украину в Ивано-Франковскую область в Надворнянский район. Местом его службы стал 215-й стрелковый ордена Красной Звезды пограничный полк 82-й дивизии внутренних войск МГБ СССР. На украинской земле не утихала своя война, в лесах орудовали бандформирования и группировки. Именно здесь со своими подельниками свирепствовал Степан Бандера. Бандеровцы объявили негласную войну, убивая советских работников, активистов, не щадили местное население - тех, кто сочувствовал новой власти. Вместе с подразделениями МГБ боролся с националистами и рядовой Василий Теплоухов. В незнакомой местности опасность подстерегала на каждом шагу. Войсковая часть находилась в городе Надворная, но как только приходили оперативные сводки, солдат могли отправить за 100-200 километров. Бывали в заброшенных деревнях, «прочёсывали» леса, взбирались по Карпатам. Облавы на бандеровцев часто устраивали по ночам. Немало наших бойцов погибло в этих схватках. Особенно запомнилось ветерану первое боевое крещение. Вот как об этом рассказал он сам: «Это было 9 мая 1949 года, мы чистили оружие, и вдруг пришёл почтальон, принёс письма. Я отвлёкся посмотреть, нет ли и мне письма. За этим занятием меня застал командир и оперативный работник. Они спросили, кто ещё не почистил оружие, оказалось, что только я не успел. Мне приказали прикрывать встречу оперуполномоченного с завербованным националистом. Было уже темно, когда мы пришли на хутор. Я остался возле деревьев, а офицеры поодаль возле хаты стали беседовать с агентом. Через некоторое время я увидел мужчину с автоматом в руках, который приближался к нашим военным. Без предупреждения я нажал на спусковой крючок своего ППШа (у нас был приказ стрелять без предупреждения, если человек с оружием) и сразил его. Вскинув руки вверх, он успел крикнуть: «Слава Украине!» и замертво упал. За этот боевой поступок мне объявили благодарность и предоставили путёвку в санаторий на 21 день. А всего за 3 года службы у меня числится 94 дня боевых действий. Националисты убивали не только совпартактив, но и сочувствующее советской власти население. В одном селе расстреляли трёх председателей сельсоветов, а четвёртого повесили на яблоне».

По словам Василия Евграфовича, жители западных районов с опаской и недоверием относились к русским бойцам. Если что-то спрашивали у них солдаты, те отвечали с неохотой или вообще молчали. Днём это были обычные жители, они свободно ходили по улицам, могли с тобой здороваться, беседовать, а ночью эти «мирные жители» могли запросто выстрелить в спину, ворваться в дом активистов и уничтожить всю семью. Обстановка ещё обострялась тем, что в конце 40-х годов в Западной Украине началась коллективизация. Банды бандеровцев не только терроризировали местное население, но и нападали на воинские гарнизоны, сжигали хлеб в скирдах, травили скот. По ночам нередкими были перестрелки. В одной из таких погиб односельчанин В.Е. Теплоухова солдат Пётр Андреевич Дьячков. Его старший брат Александр был кадровым военным и служил во Львове. Он приезжал на похороны брата.

- Один раз наш патруль, - вспоминает ветеран, - убил ночью двоих вооружённых людей. Их привезли в посёлок на опознание. Люди шли на работу и подходили, смотрели на них. Подошёл к убитым и директор лестрансхоза и только руками развёл: «Это же наши передовые рубщики леса!» Вот так «лучшие» люди на производстве по ночам превращались в отъявленных головорезов!

Полвека трудового стажа

Домой солдат вернулся через три года. Буквально сразу же встретил свою вторую половинку — Анну Степановну. Сыграли скромную свадьбу. Василий стал работать трактористом в МТС. В 1955 году на предприятии случился сильный пожар, погорело много техники, оборудования. Пришлось Василию Евграфовичу искать другую работу. Выучился на шофёра, долгое время на разных видах транспорта трудился в Мехонском филиале Шатровского АТП (автороте), затем водителем в пожарной части. Общий трудовой стаж ветерана аж 48 лет! За безупречную работу имеет много поощрений, удостоен звания «Ветеран труда». О том, что он ветеран Великой Отечественной войны, узнал несколько лет назад от своего сослуживца-шадринца Григория Сычугова. Когда-то они вместе несли службу, оберегали мирное население от нападений бандеровцев. Боевой товарищ и рассказал о законе, по которому участники боевых действий на Западной Украине приравниваются к ветеранам войны. Конечно же, чтобы получить удостоверение ветерана войны, Василию Евграфовичу потребовалось немало усилий: сделать запросы в архив МВД, предоставить ряд справок, документов. Да и беседы с чиновниками не всегда были гладкими. Но подтверждения пришли, а за ними и награды, посвящённые юбилеям Победы.

Супруги Теплоуховы воспитали двоих детей, дождались внуков и правнуков. Не так давно наш герой отметил 91-й день рождения. Сегодня ветеран живёт в селе Мехонском у дочери Людмилы Васильевны Теплоуховой. Здоровье, конечно, шалит, но до сих пор держится молодцом. Говорит, что очень переживает за нынешнюю Украину, так, что порой всё это даже снится бывшему солдату.

Праздник Великой Победы – главный праздник для ветерана. Он обязательно будет смотреть праздничный концерт по центральному телевидению.

Прощаясь, Василий Евграфович сказал: «Я не зря прожил на земле: честно служил Отечеству, добросовестно работал, создал хорошую семью и сейчас по мере возможности помогаю детям и внукам».

А дочь ветерана добавила к сказанному: «Отец у нас великий оптимист, много помнит, до сих пор читает классику, поэзию. Вот только омрачают его события, происходящие на Украине. Неужели так коротка человеческая память, если бывшим друзьям режут глаза памятники и обелиски павшим воинам, освобождавшим украинские города и сёла, спасавшим население от зверств бандеровцев. Если в Украине, за свободу которой он боролся со своими однополчанами, возводят на пьедестал бывших националистов. И кто спасёт от позора беспамятства потомков? С великим праздником тебя, папа. Мы, близкие и родные, можем только позавидовать силе твоего духа и пожелать крепкого здоровья ещё на долгие годы!».

 

После окончания страшной разрушительной войны, когда советский народ приступил к восстановлению разрушенного народного хозяйства, националистические бандформирования на Западной Украине продолжали кровавую деятельность против своего народа. Руководство страны предприняло беспрецедентную мобилизацию всех силовых и идеологических органов на борьбу с националистическим вооруженным движением. Ведущая роль при этом принадлежала структурам НКВД-НКГБ (впоследствии МВД и МГБ). Однако нередко для борьбы с бандформированиями привлекались и регулярные части РККА. Противостоящая им УПА была создана со всеми возможными элементами регулярных вооруженных сил и стала своего рода армией без государства. Чёткая организационная иерархия, жёсткая дисциплина, шкала воинских званий и даже попытки создания уставов и введения единой формы сыграли определённую роль в повышении боеспособности бандеровцев. УПА имела даже систему школ для подготовки офицерского и командирского состава, госпиталей, оружейных мастерских, складов и т. д. Самой сильной стороной УПА являлся её личный состав. Большинство бойцов осознанно разделяли идеи украинского национализма, свыше 65 % бойцов составляла сельская молодёжь, превосходно ориентировавшаяся в своих родных местах и имевшая связи среди населения. Боевые навыки многие украинские националисты приобрели в различных формированиях гитлеровской Германии.

Согласно справке КГБ УССР 1973 г., в период с 1944 по 1953 гг. ОУН и УПА совершили 4904 террористических акта, 195 диверсий, 457 нападений на истребительные батальоны из сельского актива, 645 нападений на колхозы, органы власти и заведения социально-культурной сферы, 359 вооруженных «экспрориаций». Безвозвратные потери советской стороны в боестолкновениях и от «бандпроявлений» составили 30676 человек. Среди них 697 сотрудников органов госбезопасности, 1864 сотрудника МВД, 3199 военнослужащих, 2590 бойцов истребительных батальонов; 2732 представителей органов власти, 251 коммунист, 207 комсомольских работников, 314 председателей колхозов, 15355 колхозников и крестьян, 676 рабочих, 1931 представителей интеллигенции, 860 детей, стариков и домохозяек. За 1943-1956 гг. было уничтожено 156 тысяч участников бандподполья, по обвинению в принадлежности к ОУН и УПА были арестованы 103866 человек, из которых были осуждены 87756 человек, а около 77 тысяч «вышли с повинной».

Комментарии

Все новости рубрики Ветераны