Прихожане Шатровской Кирилло-Мефодиевской церкви Анатолий Белоногов и Любовь Казакова приняли участие в Царских днях 16-18 июля в Екатеринбурге и Алапаевске. Царский крестный ход приурочен к трагической дате - ровно 105 лет назад в Екатеринбурге в доме инженера Ипатьева большевики расстреляли царскую семью вместе с прислугой и личным доктором Евгением Боткиным. А днём позже мученическую кончину приняли Великая княгиня Елисавета Феодоровна, инокиня Варвара и шесть их сподвижников.
В этом году Царские дни проходят в 31-й раз: впервые паломники пришли на Ганину яму в 1992 году. Сейчас крестный ход в ночь на 17 июля стал одним из самых масштабных и массовых в России. Тысячи паломников каждый год стремятся помолиться святым Царственным страстотерпцам в Храме на Крови и в монастыре на Ганиной яме. Приняла участие в торжественном шествии и шатровлянка Любовь Александровна Казакова. Она уже опытный крестоходец. Не раз участвовала в многодневных и продолжительных крестных ходах от Преображенского храма Кособродска до Успенского храма Далматовского монастыря (8 дней пути на протяжении 200 км). А вот в крестный ход от Храма на Крови в Екатеринбурге до Ганиной ямы (21 км) пошла впервые. Своими впечатлениями Любовь Казакова поделилась с нами.
- Любовь Александровна, как решились отправиться в дальнюю паломническую поездку?
- Сходить в крестный ход на Ганину яму хотела давно, а тут узнала, что наш прихожанин Анатолий Белоногов также решил отправиться туда. Подумала, что вместе сподручнее. Сначала нас довезли до Камышевки, где мы сели на автобус до Шадринска, затем на электричке до Каменск-Уральского, а оттуда на другой электричке добрались до столицы Урала – Екатеринбурга. Вечером мы оказались у главной достопримечательности города – Храма на Крови во имя Всех святых в земле Российской просиявших. Район Вознесенской горки, где стоит храм, стал печально известным на весь мир. Именно здесь до 1977 года стоял дом инженера Николая Ипатьева, в котором были расстреляны последний российский император Николай II со своей семьей и подопечными. Из-за этого события, произошедшего в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, храм получил такое название. Он считается одним из популярнейших храмов в стране. После убийства семьи Романовых к дому стали приходить верующие, несмотря на все запреты. В конце 80-х на Ипатьевском пустыре начали открыто собираться люди и молиться. Вскоре был установлен сначала деревянный, а затем железный крест. Последний стоит до сих пор возле нового каменного храма, который был открыт ровно 20 лет назад — 16 июля 2003 года.
Пятикупольный храм, выполненный в русско-византийском стиле, является двухуровневым. Верхний храм во имя Всех святых в земле Российской просиявших - высокий и со множеством окон, с уникальным беломраморным иконостасом. Нижний храм в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской по контрасту спланирован полумрачным и с низкими сводами, но именно здесь находится крипта, символически воссоздающая расстрельную комнату, в которой погиб бывший царь с супругой, пятью детьми и четырьмя приближёнными.
- Расскажите о главных событиях, которые происходили в ночь крестного хода?
- Возле храма собралось очень много народу (как потом узнала, в крестном ходе участвовало более 40 тысяч человек), стояли различные иконы, к которым прикладывались люди. В ожидании Божественной литургии люди отдыхали прямо на траве. Недалеко от храма был организован палаточный городок для питания и отдыха паломников. На площади установлены экраны и колонки, чтобы все могли увидеть и услышать службу. Почти все верующие молились на улице. В полночь раздался звон колоколов и началась литургия. К нам вышло много священников, все они стали за аналой и стали исповедовать всех желающих. Мы тоже исповедались, а в конце службы приняли таинство святого причащения.
Около трёх часов ночи начался крестный ход на Ганину яму, который возглавили священнослужители и казаки с иконами, хоругвями. Людской поток был нескончаем. Шли совсем пожилые и молодые, семьи с детскими колясками, в которых безмятежно спали малыши, дети постарше шагали рядом. Идти было нелегко после ночной службы, но помогала молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», которая звучала на всем протяжении крестного хода. В седьмом часу утра мы пришли в Ганину яму, где уже служили молебен Царственным страстотерпцам. Подкрепившись кашей, мы направились к автобусам и уехали снова в город. Я очень рада, что смогла участвовать в крестном ходе.
- Более 20 километров прошли сорок тысяч человек. Зачем? Наверное, у каждого участника свой личный ответ, а что скажете Вы?
- Для меня этот покаянный крестный ход является проповедью веры и почитания Царственных страстотерпцев. Меня поразил масштаб — не думала, что увижу так много верующих православных людей. Десятки тысяч людей, и все разного возраста. Чувствуется их скорбь, но она не грустная, не унылая, а какая-то благоговейная. События 1918 года действительно трагичные, и мы не должны о них забывать. Это событие запомнится мне на долгие годы и, думаю, войдёт в благочестивую традицию.
- Считается, что всякое благое дело должно сопровождаться препятствиями, трудностями. А были ли в этом паломничестве, как говорят православные, искушения лично у Вас?
- Без них не обошлось. В Екатеринбурге мы с Анатолием решили поучаствовать во втором крестном ходе, который также ежегодно в рамках Царских дней совершается с 17 на 18 июля от Свято-Троицкого кафедрального собора (г. Алапаевск) до мужского монастыря во имя Новомучеников и Исповедников Церкви Русской (Алапаевский район, п. Верхняя Синячиха). Общая протяжённость этого крестного хода 18 км. Эта обитель построена на месте старой шахты в урочище Межная, где 18 июля 1918 года приняли мученическую кончину Великая княгиня Елисавета Феодоровна, инокиня Варвара и шесть их сподвижников. На электричке мы добрались до Алапаевска и снова прошли крестным ходом. Несмотря на то, что два дня мы не спали и не отдыхали, усталости особой или сонливости мы не испытывали. Затем началась дорога домой. Вот здесь и начались искушения. Мы купили билеты на автобус до Шадринска, но при посадке Анатолия пустили в салон, а меня нет. Дело в том, у меня паспорт сфотографирован в смарфоне, я всегда его предъявляла, и меня пропускали, а здесь ни в какую. Сказали, что после теракта на Крымском мосту нужно предъявлять только оригинал. Так Анатолий уехал, а я поехала на ж/д вокзал, но и там мне не продали билет. Тогда я позвонила родственникам мужа, которые живут недалеко от Екатеринбурга, они забрали меня на свою дачу. Там я прожила ещё два дня, выполола им все грядки, а потом они привезли меня домой, - улыбаясь, рассказала Любовь Александровна.
Тысячи и тысячи людей со всех уголков нашей страны привело сюда чувство покаяния за предательство по отношению к царю и чувство великой любви к своей Родине. Главная цель крестного хода - помолиться и прославить государя и царскую семью, и это свершилось. Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (Кульберг).
Комментарии