Храм в честь двух святых — Николая и Екатерины

Рассказ об истории основания с. Терсюкского и о храме в честь Святителя Николая чудотворца.

Наш активный внештатный автор Ольга Ивановна Белоглазова вновь поделилась с нами своими краеведческими изысканиями. На этот раз речь пойдёт об истории основания села Терсюкского, о его главной достопримечательности — храме в честь Святителя Николая чудотворца Мирликийского. В нескольких номерах газеты мы познакомим читателей с жизнью и фактами одного населённого пункта нашего края.

Покорение Сибири Ермаком
В 1581 году произошла знаменитая битва дружины Ермака Тимофеевича, казацкого атамана, с многочисленным войском хана Кучума вместе слияния рек Иртыш и Тобол. Воины Ермака одержали победу не числом, а умением. Этому событию предшествовало чудо. Святой Димитрий Солунский явился накануне битвы русским воинам и укрепил их дух. А когда казаки вошли в Искер, в столицу Сибирского ханства, то услышали колокольный звон, идущий с неба… Так, 437 лет назад соратники Ермака, царские воеводы Василий Сукин да Иван Мясной со стрельцами пришли за Урал, чтобы заложить на высоком берегу реки Туры первый русский острог - «Град Тюмень» и построить первую церковь в честь Всемилостивого Спаса. После покорения река Исеть стала южной границей, а Сибирь вошла в состав России навеки.
Чтоб надёжнее защитить первые деревни и поселенцев в них от набегов кочевников, Правительство приступило к укреплению Исетской линии. С этой целью построили остроги: Исетский (1649 год), Катайский (1655), Ялуторовский (1659), Мехонский (1660), Белый острожок (1662), Шадринский (1664). К 1666 году была начерчена карта Сибири, к ней составлена «Роспись слобод и вотчин Сибири Тобольского и Верхотурского уездов», в которую вошли остроги и слободы Исетской линии. В росписи было указано расстояние между острогами и наличие в них воинских гарнизонах. Строительство острогов по реке Исети - важный этап в укреплении линии Исетской обороны и явилось новым шагом закрепления завоеваний Ермака.

Новая слобода
В 1667 году исетский казак Давыд Андреев подал Тобольскому воеводе челобитную, в которой просил разрешения построить на полпути между Исетским и Мехонским острогами в дельте реки Терсяка новый острог, так как кочевники нашли в этом месте хороший брод для переправы через Исеть. Разрешение было получено, и вскоре началось возведение крепости, которая вошла в состав укреплений Исетской оборонительной линии. Так, в 1668 году возник Терсюкский (Терсяцкий) острог и слобода, расположенные на левом берегу Исети при протоке Быстрой. На правом берегу, напротив, Андреев обосновал речную верфь, на которой строили баржи для перевозки зерна в Тобольск и Ялуторовск. Строительство досчанников поручено корабельных дел мастеру Лазарю Замятину. В подчинении у него было несколько мастеровых и приказчик, который следил за заготовкой корабельного леса, доставкой санным путём на место, где его кололи, тесали и строили баржи. Терсюкская слобода изначально состояла в Сибирской губернии, позднее — Оренбургской, 1738 год, а с 1780 года - в Тобольской и стала центром Терсюкской волости. Всё чаще начинает наименоваться селом.

Первая деревянная
Прародительница каменной православной Терсюкской церкви была деревянная церковь, воздвигнутая одновременно с основанием острога и слободы в 1668 году. Первое упоминание о нашем храме читаем в «Переписной книге Тобольского уезда» за 1681-1683 гг.: «Терсюкской слободе в остроге имеется церковь в честь Святителя Николая чудотворца и предел в ней в честь Святой мученицы Екатерины со всякою церковной утварью. У той церкви ружники, пашенные крестьяне живут в слободе». Архивный документ гласит, что в северной стороне стояла Спасская башня, в восточной — Егорьевская. Южная сторона имела проезжие ворота. Башни имели в основании длину и ширину по 3 сажени (6 метров), высотою были 3 сажени. Высота стен острога - 2 сажени. Ограда была окопана высоким рвом в 2 сажени. Длина острожной ограды составляла 134 сажени (268 метров).
В 1700 году Шульгин провёл перепись в Терсюкской слободе, о чём сохранились записи, свидетельствующие, что острог сохранился превосходно, хотя стоял уже 32 года. За эти годы он до укреплён рвом, рогатками, надолбами. В ограде на площади стояла деревянная церковка с колокольней, двор церковного притча, судная изба, амбары для зерна, мирской двор, боярские дворы. С крыльца судной избы дьячок оглашал решение суда. При появлении кочевников пономарь бил в колокол. Заслышав его звон, крестьяне и служивые люди спешили в ограду острога. В мирное время церковный колокольный перезвон созывал народ к обедне на службу.
У судной избы был вкопан «козёл» для порки розгами крестьян, провинившихся перед местной властью. Здесь же на площади писал крестьянам челобитные площадный писчий. Сюда же шли на приём к приказчику пришлые люди за разрешением на поселение в слободе. Площадь возле церкви являлась местом сосредоточения всех жителей слободы. Время шло. Наш край, богатый лесами, озёрами, реками, птицей, зверями, рыбой привлекал странствующих людей в поисках лучшей жизни. Пришлые обзаводились избами, семьями, строили своим детям дворы, отделяли их для самостоятельной жизни. В течение 18-19 вв. образованы самостоятельные приходы в сёлах Камышевском, Шуравинском, Мостовском, Шатровском и Чимеевском, к которым отошли некоторые деревни Терсюкского прихода.

Величественная, белокаменная
Первая деревянная церковь, построенная в 1668 году в Терсюкском остроге, с годами ветшала, неоднократно перестраивалась и снова служила прихожанам долгих 187 лет! Но пришли другие времена - стали воздвигать надёжные, кирпичные храмы. Место для здания выбрали на высоком, крутом берегу протоки Исети в центре села на территории бывшего острога. Храм делил селение на две половины - Верхний край и Нижний. Это разделение села на две части сохранилось по сей день. Кирпичную церковь строили всем миром. Здесь же, на берегу, стояла кузница, лесопилка, огромная печь для обжига кирпича. Сегодня Зинаида Фёдоровна Дернова (в девичестве Тарасова), 1933 г.р., повествует, как дружно терсючане возводили храм. Её прабабушка Домна, прожившая 105 лет, часто вспоминала об этом:
- Вечером стук в окно (верхом на коне церковный староста объезжал селян). «Тарасовы», - кричал староста. - Домна, утром ведро парного молока унеси на стройку да 20 штук яиц свежих прихвати! Осип с утра займётся раствором для кладки.
Все, от мала до велика, знали этот надёжный рецепт: белая глина, молоко, яйца, известь - здание будет стоять века! Строили сравнительно недолго, 9 лет, но какой получился величественный, удивительный по красоте и архитектуре храм. В центре села на площади появилась белокаменная красавица, которую было видно далека по всей округе. А звон колоколов слышен по воде за 10-15 вёрст. Высокая колокольня, сверкающие купола тянутся вверх, к небу, к Богу. Ослепительной белизны прочные, добротные стены, железная крыша. Большие арочной формы окна с чугунными решётками, искусно выполненные местными мастерами. Кстати, сохранились они до наших дней. Кованные входные двери с надёжными засовами. Вокруг здания металлическая ограда высотой более двух метров - гордость местных кузнецов. Решётки на окнах и оградка - настоящее искусство.
За 1846-1855 гг. была выстроена новая каменная церковь в Терсюкском. По сведениям на 1890 год в ней было два престола: первый главный во имя Святителя Николая Чудотворца и второй - во имя Святой Великомученицы Екатерины. Но уже к 1913 году храм значиться однопрестольным во имя Святого Николая Чудотворца и Великомученицы Екатерины. С чем это связано, не установлено, вероятно, в церкви произошла перестройка, при которой придельный престол был упразднён и оставлен только один, освящённый в честь обоих святых. Вплоть до закрытия в начале 30-х годов XX века храм именовался Николаевско-Екатерининским.

Терсюкский приход
Приход в Терсюкской слободе появился вскоре после её основания и состоял из жителей подведомственных деревень. В разные исторические периоды число населённых пунктов то увеличивалось, то уменьшалось. По сведениям архивных документов 1676, 1680, 1700, 1719 годов к Терсюкской слободе в разное время относилось до 20 деревень нашего края: Косылбаева, Степанова, Пушнякова, Верх-Мостовская, Шатрово, Воротникова, Барино, Чимеевская, Мамонова, Нижная-Мостовская, Коршунова, Берёзовый мыс, Камышевка, Портнягина, Миасская, Харламова, Шуравина, Ожогина, Усть-Терсюкская, Кокуйская…
По данным «Справочной книги Тобольской епархии от 1 сентября1913 г.» известно, что в приходе числилось 9 деревень: Мурашова, Кокуй, Усть-Терсюк, Пушнякова, Портнягина, Воротникова, Коршунова, Косылбаева, Степанова. Всего дворов - 1123, прихожан мужского пола - 3220, женского - 3208. Также имелось три часовни: в деревне Пушнякова во имя Святого Апостола Иоанна Богослова, год постройки 1905, в деревне Портнягиной во имя Святого Георгия Победоносца, в Мурашовой во имя Святого Апостола Евангелиста Иоанна Богослова, 1907 год. Была и своя земля: усадебной - 3 десятины, пахотной - 180 десятин, сенокосной - 18 десятин. Общий годовой церковный капитал составлял 2300 руб., который распределялся следующим образом: притч - 500 руб., жалование первому священнику - 137 руб. 20 коп., второму - 117 руб. 60 коп., диакону - 68 руб. 60 коп., псаломщикам по 85 руб. 98 коп., просфорне - 40 руб. В собственности имелись два деревянных дома. В штате числилось два священника, диакон, два псаломщика. В приходе работали две церковно-приходских школы. В Портнягиной школа учреждена в 1886 году и в Пушняковой в 1906. В слободе Терсюкской в 1864 году открылась школа Министерства внутренних дел. Ближайшем крупным селом от Терсюкской была Камышевка (7 вёрст). Расстояние до Тобольска, где находилось главное учреждение по церковным делам при епархии - 375 вёрст, уездного города Ялуторовска - 110 вёрст, до почтовой станции Исетского - 45 вёрст.
Своих чтимых икон в приходе, видимо не было. В 1903 году Святейшим Синодом разрешено ежегодно в Терсюкскую Никольскую церковь приносить для служения молебствий чудотворную икону Божьей Матери «Одигитрии» из Богородице-Смоленской церкви Суерской слободы Ялуторовского уезда. Согласно церковным преданиям, первый подобный Лик Богородицы с младенцем написал апостол и евангелист Святой Лука в Иерусалиме ещё при жизни Божьей Матери. В переводе с греческого«Одигитрия» означает «Путеводительница верующих». Согласно желанию прихожан время приноса иконы назначено Епархиальным начальством с 20 по 25 октября каждого года. Народная память долго хранила факты помощи и исцеления верующих от чудотворной иконой Божьей Матери «Одигитрия». Все годы своего существования приход состоял в ведении Тобольской (Сибирской) Епархии, подчинялся Тобольской духовной консистории и Ялуторовскому духовному правлению.

Центр общественной жизни
Терсяцкий острог и Терсяцкая слобода являлись важным звеном Исетской линии обороны, защищающим население от набегов кочевников и создающим нормальные условия для проживания и трудовой деятельности наших предков. По материалам архива 1720 года в острогах Исетского округа числилось: 21 пушка, 6 пищалей, 43 ружья, 6 мушкетов. Из них в Терсюкском остроге — 6 пушек и 3 ружья. Имелось определённое количество пороха, свинца, пуль. Кочевники были бессильны против огнестрельного ружья. Острог и слобода являлись также связывающей нитью - два столетия действовала водная дорога от Шадринска до Исетска по реке Исеть. Был и сухопутный путь - почтовый тракт или «большая дорога» Шадринск-Ялуторовск.
От века к веку возрастала роль церкви в жизни общества. Духовенство выполняло ряд существенных функций: духовное окормление населения на основе христианских заповедей; контроль за соблюдением прав населения; обеспечение лояльного отношения к власти; информационная роль. Кроме того, в 18 веке церкви доверена фиксация актов гражданского состояния (рождение, венчание, смерть,). В храмах велись церковные (метрические) книги, которые сегодня для современников являются ценным источником исторического прошлого нашего края.
С конца 19 века при церковном приходе начали образовываться школы, училища. С полной уверенностью можно утверждать, что церковь всегда была главным регулятором и культурным центром общественной жизни села.

Священнослужители
За три с половиной столетия существования Терсюкской церкви сменилось несколько поколений жителей, чей жизненный путь был неразрывно связан с православием - от рождения до смерти. Сюда, в намоленное и освящённое место, спешили прихожане в праздники и будни, в радости и горе. Шли к Богу и батюшке исповедоваться, облегчить душу и получить нужный совет. Пастырь, батюшка, отец, священник, иерей — это всё наименования настоятелей приходских церквей. Чаще всего в речевом обороте верующих звучит «батюшка», а не «поп», ставшее после октябрьского переворота 1917 года нарицательным. Хотя это слово означало «Пастырь овец православных» - ничего отрицательного! Кстати, до реформы патриарха Никона попами и протопопами называли всё духовенство. Семья священника разделяла наименование. К супруге батюшки обращались, как к «попадье», а детей называли «поповна» и «попович».
Просматривая архивные документы, поражаюсь, как чётко было поставлено делопроизводство в приходских церквях царской России. Клировые ведомости Терсюкского храма отражали точную картину временных периодов, имели несколько граф: имя церкви, каменная или деревянная, однопрестольная или более. В следующем разделе перечислялся полный состав притча: фамилия, имя, отчество, возраст, должность (священник, дьякон, дьячок, пономарь). Особая графа «семейное положение» (женат, вдов, холост). По каждому служащему в церкви подробная информация: умеет ли читать, петь по нотам, изучен ли катехизис (краткое изложение христианского вероучения), учился ли в семинарии. Новый пункт - «Передвижения по службе»: церковь, должность, годы. Есть и графа «Награды». Благодаря этим удивительно мудрым источникам сегодня нам известны некоторые имена служителей притча Терсюкской церкви начала ХХ в. Назову для примера лишь двух.
Варлаков Пётр Степанович. Священник. Родился в 1876 г. в семье псаломщика Тобольской епархии. Женат (жена Наталья Александровна), в семье 3 сына - Степан (1903 г.р.), Александр (1907), Виктор (1910). Пётр Варлаков окончил Тобольскую духовную семинарию (1896 г.). Годы его служения проходили с 1896 по 1918 гг. В Терсюкском жил и служил вторым священником с 1910 по 1915 гг. Являлся заведующим трёх церковно-приходских школ. Был награждён правом ношения набедренника к празднику Святой Пасхи.
Брянцев Михаил Трофимович в 1903 г. окончил Тобольское духовное училище, в 1910 г. рукоположен во диакона, а в 1912 - во священника. Место последней службы - Никольская церковь Терсюкской слободы по январь 1917 г. Имел звание учителя начальных школ, архипастырское благословение за усердное и внимательное отношение к учебно-воспитательному делу. В годы советской власти преподавал русский язык в школе Куйбышевского райкома ВКП(б). В феврале 1938 г. арестован, а в марте приговорён тройкой НКВД по Омской области к высшей мере наказания. Через неделю после приговора расстрелян. 10 декабря 1956 г. реабилитирован «за недоказанностью состава преступления» . С болью в душе читаю эти строки… Сколько их, невинных пастырей душ человеческих, пострадало во время безбожных пятилеток!

Лихие времена
Начался XX век. В стране произошла революция, и новая власть стала закрывать церкви. Так случилось и с нашим храмом. Со стороны государства был нанесён сокрушительный удар по православной вере. Декретом 1918 г. «Об отделении церкви от государства» она лишилась права юридического лица, диалог власти вели только с приходскими общинами. С 1925 г. в стране активно работал Союз безбожников, который вёл серьёзную атеистическую работу с населением. Служители православия обвинялись в антисоветской деятельности, подвергались репрессиям, многие были казнены, другие отбывали пожизненный срок в лагерях. Закрытие церквей было частью государственной политики. Все религиозные организации, храмы должны быть уничтожены. Терсюкскую Никольскую церковь закрыли в 1929 г. по решению общего собрания верующих церковного прихода, которое было утверждено исполкомом Терсюкского сельсовета, президиумом Шатровского райсовета Тюменского окрисполкома.

Кресты сменили красные знамёна
Перед нами кадр неизвестного фотографа. Запечатлён важный исторический момент - с Терсюкского храма активисты села, коммунисты сняли кресты, колокол и сбросили наземь. 13 человек с утра, взобравшись на крышу, с трудом демонтировали тяжёлые чугунные кресты и на их место водрузили 4 красных знамени. Немного нашлось зевак и любопытных - свидетелей ужасного вандализма. Истинно верующие оплакивали события в молитвах дома у икон. Справились ближе к вечеру (судя по теням от людей). Дело сделано. Поручение партийное выполнено, даже запечатлено на фотоплёнку для отчёта. Старожилы от своих бабушек и сегодня помнят тех активистов-коммунистов, которые хозяйничали в Божьем доме. И их внуки и правнуки живут среди нас. Мы не имеем права судить этих людей — они претворяли в жизнь решение партии и правительства, чтобы не быть «врагами народа». Я записала воспоминания старожилов, которые от своих дедушек и бабушек слышали об осквернении нашего храма.
Зинаида Ефимовна Хохлова: «Помню рассказ деда, Игнатия Ефимовича Белоглазова, о нашей церкви-красавице и её чёрном дне, когда сбросили кресты и колокол. От колокола по всему селу был слышен звон, переходящий в стон. Мама вспоминала, как дед в ярости пришёл домой, лицо белее снега. Выговаривал: «Да как же так! В своё время все православные, крещённые в церковь ходили, венчались, детей крестили. И на Святыню руку подняли!». Заметив в свите активистов своего дальнего родственника, ушёл домой. Всю ночь молился у божницы, отбивал земные поклоны, просил прощения за содеянный грех, чтобы Божья кара не легла на род».
Галина Максимовна Чащина: «Моя бабушка, Таисья Александровна, ярко помнила момент, когда сняли кресты, колокола с нашей церкви. Знала всех смельчаков-активистов лично. «Божья кара, Галя, настигнет каждого, - говорила она, но страшнее, когда Господь за вероотступничество наказывает весь род. Как дерево без воды засыхает и погибает, так и род без покровительства Божия постепенно исчезает».
Кто знает, возможно, совпадение, но череда чёрных событий не миновала участников поругания над святыней. Один мужчина разбился насмерть в тот же день, сорвавшись по неосторожности с крыши храма. Другой вскоре скоропостижно скончался от неизвестной болезни.. У третьего утонула взрослая дочь Виктория, в другой семье оплакивали потерю единственного сына, кого-то «посетил» пожар… Пути Господни неисповедимы.

Другая жизнь
Зданию, построенному в 1855 году, можно сказать, повезло. Его не взорвали, как тысячи других храмов по всей стране, не растащили по кирпичикам — у него просто началась другая жизнь. Богатейший храм в округе вмиг опустел. Нажитые веками редкие иконы, ценные богослужебные книги, церковная утварь, резная мебель из липы — всё было растащено жителями по домам в частное пользование. И лишь единицы верующих надеялись сохранить взятое до лучших времён.
Здание передали новой власти для использования по необходимости. Новыми хозяевами стали коммунары артели имени Карла Маркса. Просторное, светлое здание претерпело реконструкцию. Разрушители убрали купола и колокольню, перекрыли кровлю по-амбарному типу. В 1935 году появляется другой собственник — колхоз им. Карла Маркса. И снова небольшая перестройка — добавились сусеки, перегородки для хранения зерна, овощей. В 1941 г. грянула война. Хлеб был очень нужен фронту. Здание церкви передали предприятию «Заготзерно». А после войны здесь стал колхозный склад.
Зинаида Фёдоровна Дернова: «Моя мама работала сторожем на зерноскладе. Чтобы не было скучно, иногда брала меня с собой. Выполнив домашнее задание, я с удовольствием совершала экскурсию по бывшей церкви. Разглядывала фрески, рисунки с различными сюжетами на стенах. Они сохранились хорошо — краски яркие, изображения отчётливые. Лики святых были строгие и, как мне казалось, грустные. Своим детским умом рассуждала — они потому грустные, что здесь люди должны молиться, а тут кучи зерна».
Время шло. Старый клуб, что находился в бывшем поповском доме, ветшал, требовался ремонт. Руководители села решили организовать новый клуб в здании бывшей церкви. В 1961 г. работники колхоза сделали деревянный пристрой. В нём и расположился Дом культуры и сельская библиотека. Внешне довольно приличный вид. Большие окна, высокое крыльцо с навесом-козырьком. Заходишь — широкое фойе, посередине бильярдный стол, по периметру сиденья со спинками, скамьи. Здесь же танцевальный зал. Налево дверь — вход в библиотеку, где находился богатый книжный фонд. Направо — кабинет худрука и директора ДК. Дальше вход на сцену. Прямо из коридора — вместительный прохладный зрительный зал с высоченным потолком. Был и запасной выход — огромная ручной ковки старинная дверь с надёжными засовами. Отопление в ДК было печное. Таким мне запомнился «очаг культуры», когда я приехала на работу (после окончания Шадринского пединститута) в Терсюкскую 8-летнюю школу учителем русского языка 15 августа 1970 года. Кстати, школа и здание храма находилось всего в 50 метрах друг от друга.
В 1970 году в селе построили новый Дом культуры, а пристрой разобрали. Оставшееся кирпичное здание для своих нужд стала использовать школа. В 1976 году в алтаре обустроили кабинет технического труда, разместили там верстаки, токарные станки. Большой зал храма превратили в гараж. Полы убрали, поставили грузовую машину, трактор. Здесь же сделали склад инвентаря и ненужных вещей.

Они пели на клиросе
Храм во имя Святителя Николая Чудотворца и Святой Великомученицы Екатерины был самым богатым в Терсюкской волости. Судя по архивным документам (клировые ведомости), церковный притч служителей был всегда укомплектован полностью. Народная память до сих пор хранит воспоминания земляков о тех, кто пел на клиросе, обладая редкими голосами. Это были таланты из народа.
Зинаида Ефимовна Хохлова:
- Мой дед, Игнатий Ефимович Белоглазов (годы жизни 1878-1943), был истинно православным, воцерковленным, грамотным и начитанным человеком. В доме было много икон, церковных книг: старинные молитвословы, псалтыри, Евангелии, большая толстая Библия, которая занимала половину стола. Дедуля свободно читал на старославянском языке, знал по памяти огромное количество разных молитв, некоторые из них красиво пел перед божницей. Книги хранились на полатях, вдали от посторонних глаз на полке. Когда шёл обряд, меня ставили рядом, заставляя повторять и запоминать текст. В пять лет я уже знала несколько основных молитв. Ранее в соседях жил священник, с которым дед дружили семьями. С батюшкой за чашкой чая у самовара часто беседовали о Боге, о вере, о житии Святых угодников. Дед всегда поражался начитанности и учёности батюшки: дескать, всё знает и обязательно подскажет, когда лучше сеять, жать, какими будут лето, зима. Скажет невзначай - ранняя весна ожидается, затмение завтра... Прозорлив был: «Игнатий Ефимович, смутное время идёт - церкви разрушат, невинных людей в тюрьму бросят, но это ещё не беда, - говорил священник. - Беда впереди! Тяжкое время наступает — война великая будет».
Не верилось, как такое возможно? Но когда события стали сбываться (дед умер в 1943 году), не переставал удивляться! Мой дедушка ходил в церковь чаще, чем другие верующие - он пел на клиросе (место для певчих в храме на возвышении по обеим сторонам перед алтарём). Обладал приятным баритоном, ниже баса, который был только у батюшки. В верхнем краю села жил однофамилец — друг деда Илья Владимирович Белоглазов (1881-1949). Его жена, Аксиния Ивановна (1890-1953), тоже пела в церковном хоре».
Екатерина Степановна Шарыпова в частной беседе рассказывала:
- После Портнягинской начальной школы я «бегала» в Терсюкскую семилетку. Мама устроила меня на квартиру в верхнем краю. Я быстро освоилась, познакомилась с соседями, которые в свободное время собирались на лавочке. Мне было интересно слушать деревенские и семейные новости, рецепты солений, пирогов, заварных каралек. Сидели как-то тёплым вечером на лавочке возле палисадника, лузгали семечки. Велась беседа за жизнь. Одна женщина говорит: «Что-то Сопраны всё ещё нет. Уж не заболела ли?». Я недоумевала, вроде бы всех в околотке знаю в лицо, по имени, отчеству. Имя какое-то странное… Вскоре шепоток: «Сопрано идёт». Оказалось, говорят про соседку Аксинью Ивановну Белоглазову. Однажды, по пути из школы, помогла донести этой пожилой женщине тяжёлую сумку с продуктами до дому. В знак благодарности она угостила чаем. Освоившись, спросила о значении непонятного мне имени. На что получила ответ: «Видимо, что-то хорошее, раз батюшка в церкви меня так называл». И поведала, что много лет пела в церковном хоре. Нотной грамоты не знала, но схватывала мелодии мгновенно, как говорят, «на лету». Священник выделял её пение: «Аксинья Ивановна, у вас редкий певческий голос, называется «сопрано». Вот отсюда и пошло…
Бабушка Аксинья постоянно что-то мурлыкала себе под нос: «Это я, чтобы не забыть слова молитвы и мотив, - говорила она. - Пою каждый день до 10 молитв».
Мне запомнилось название некоторых: «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице Дева, радуйся», «Достойно есть». В мой день рождения эта удивительная женщина много раз спела «Многая лета». Старожилы помнят трудолюбивую чету Белоглазовых - Аксинью Ивановну и Илью Владимировича, которые жили в любви и согласии. Бог наградил эту красивую, статную, ладную женщину огромным и редким певческим даром, идеальным музыкальным слухом и хорошим мужем, с которым они вырастили, воспитали двоих детей: Аграфену и Николая. В нашем селе сегодня проживают дочери Николая Ильича: Надежда, Нина, Вера. Не знаю, передался ли по наследству бабушкин талант, но хозяйственность, мастерство, стать, внешняя красота, синева больших лучистых глаз - да!

Дома притча
О том, что Терсюкский храм был одним из самых богатых в округе, говорят факты. По итогам переписи 1700 г. в селе было 6 дворов церковного притча (служащие и певчие). В «Справочной книге Тобольской епархии» читаем: «… в 1903-1909 гг. построены вновь 2 деревянных дома, один из которых на средства прихожан».
Зинаида Фёдоровна Дернова:
- Осип и Домна Тарасовы - мой прадед и прабабушка по отцовской линии - переселенцы далёкой псковщины. Своего земельного надела они не имели, поэтому занимались выделкой овчин. Их дом находился напротив волостного управления. Кстати, сохранился до сих пор. Прабабушка, прожившая более века, чётко помнила строительство кирпичной церкви, её освящение и службы. Храм отличался богатым убранством, изобилием дорогих огромных икон. Для Тарасовых было привычное дело - лишнюю копейку нести в церковь. Внушительную финансовую поддержку оказывали богатые купцы: Алекчинский (в его доме располагался сельмаг 60-80 гг.), Госьков - ему принадлежало двухэтажное бывшее здание сельпо, Степан Репин жил в двухэтажном доме, где было КБО. Помогали и простые сельчане - так было принято. Так было всегда!»
В народной памяти сохранились сведения о четырёх церковных домах, терсючане помнят их местонахождение. На сегодняшний день сохранился только один - на берегу протоки Исети. Крестовой, просторный, высокий - он и сейчас радует глаз. Конечно, 126-летний «старожил» за это время претерпел не одну реконструкцию.

Настоятель храма
Протоиерей Василий Константинович Карпов родился в 1860 г. в семье священника. В 1883 г. окончил Тобольскую духовную семинарию и зачислен в духовное училище в качестве надзирателя за воспитанниками. По воле Бога жизнь и судьба этого человека тесно связаны с нашим краем. Пять лет (1889-1894 гг.) отец Василий служил в Шатровской церкви в честь Святителя Модеста патриарха Иерусалимского. А с 1894 г. он стал настоятелем Никольского храма в с. Терсюкское, а также исполнял обязанности благочинного окружных церквей. Кроме того, священник преподавал Закон Божий в Портнягинской, Пушняковской, Терсюкской Министерских школах. Батюшка Василий был образованным, интеллигентным человеком, его уважали не только в Терсюкской волости, но и далеко за её пределами. Проживал с женою Александрой Дмитриевной, дочерьми Клавдией (1885 г.р.) и Антониной (1908 г.р.) на центральной улице в просторном доме, недалеко от церкви. Матушка сама занималась обучением детей. Она обладала прекрасным голосом, играла на нескольких музыкальных инструментах, пела в церковном хоре.
Бабушка моего мужа Наталья Фёдоровна Бабицына (1890-1979) жила недалеко от Карповых. Подростком нанималась к попадье пасти гусей, осенью - теребить. Мать и старшая дочь всегда были заняты: много читали, вышивали, вязали кружевные салфетки, играли на музыкальных инструментах. Ставили небольшие концерты: читали стихи, инсценировали басни, пели. Одевались подобно городским барышням, носили шляпки, красиво укладывали волосы, как в журналах, которые давали смотреть. Настоятель Василий за безупречную службу на духовном поприще в 1892 г. награждён правом ношения набедренника, а в 1895 - ношения скуфьи, в 1900 - ношения камилавки, 1904 - ношения наперсного креста от Святейшего Синода. Это далеко не полный перечень поощрений и наград за усердное и ревностное отношение к службе в церкви во имя Святителя Николая Чудотворца и Святой Великомученицы Екатерины в с. Терсюкское за четверть века! (1894-1919 гг.).
«Батюшка перед революцией владел одноэтажным домом. В Гражданскую войну вместе с семьёй покинул пределы села, - вспоминал Дмитрий Егорович Мехнин, председатель сельсовета, а позднее колхоза «Карл Маркс». - В 1922 г. бывший поповский дом приспособили под «народный дом» - клуб. Комсомольцы и молодёжь ставили здесь постановки, различные сценки. Новые обычаи постепенно стали внедряться в жизнь».
Надежда Александровна Пережогина: «Хорошо представляю бывший дом настоятеля. Стоял по ул. Киселёва, продолговатый, длинное здание с множеством окон на юг, красивые наличники. Высокая сцена, много скамеек самодельных без спинок. Вход в библиотеку был с противоположной стороны. Двери высокие. Вверху стеклянная вставка. В детстве этот дом казался огромным».
Таисья Петровна Махнёва: «Одно время в доме священника Карпова была школа, и я училась в ней. Две больших классных комнаты, физкультурный зал, просторный коридор, учительская, кубовая, где уборщицы грели воду для мытья полов. Позднее из физкультурного зала сделали дополнительный класс. В 1954 г. построили новую деревянную школу-семилетку, жильё батюшки опустело, но ненадолго, здесь снова стал клуб, затем ясли. Наступил момент, когда дом отца Василия оказался невостребованным. Решение власти вынесли единогласно - ветхое здание снести! И вскоре его разобрали по брёвнышку. А зря! Старожилы утверждают - топор отскакивал от брёвен, и они звенели во время сноса старинного здания, которое после отъезда хозяина служило землякам целых полвека.
Во имя веры
После закрытия церквей, гонения на священнослужителей для верующих наступило смутное время - время безбожных пятилеток. На православие наложили запрет: нельзя иметь иконы в доме, отмечать христианские праздники, проводить таинства и обряды, читать церковные книги. Тем более посещать действующие храмы. Люди боялись в слух произносить имя Бога, творить молитву. Но даже атеистические пятилетки не могли искоренить веру в Творца. Люди тайно продолжали молиться дома - связь с Создателем продолжалась. Постепенно к этим светочам-маякам стали примыкать другие неравнодушные земляки. В нашем селе островками православия и истинными хранителями и защитниками христианской веры стали несколько человек.
Зинаида Фёдоровна Дернова:
- Жил в с. Терсюкское Александр Николаевич Питателев, служил в храме, ведал церковной кассой, человек глубоко верующий, обладал приятным голосом, пел на клиросе. После закрытия церкви приютил в своём доме достаточно икон - больших и малых, церковных книг - тонких и толстых. В горнице, в переднем углу, был самодельный иконостас - огромные иконы с красивыми блестящими окладами, на одежде Святых разноцветные стёклышки, которые играли в лучах солнца. Возле икон - маленький столик на трёх ножках, на нём огромная толстая книга с непонятными мне буквами и словами. Запомнила необычно красивую закладку, которая лежала рядом с пухлой книгой. Тут же стоял огромный подсвечник со свечами. Убранство комнаты запомнила хорошо, мне было 12 лет. В этой горнице много лет по воскресениям и православным праздникам собирались верующие на молитву.
Вера Михайловна Черепанова:
- Моя бабушка Наталья Егоровна Чащина (в девичестве Баженова) родилась в 1904 г. Её малая родина - Камышевка, в семье родителей было двое детей, жили плохо - отец инвалид, слепой. Вынуждены на седьмом году отдать старшую Наталью в услужение. Ярким, светлым эпизодом в жизни Наташи «в людях» был период пребывания в няньках у священника Камышевского храма. Батюшка сочувствовал бедной семье, отдал Наталку на обучение вместе со своими детьми. Девочка совмещала учёбу с работой по дому, а ночами при свете свечи делала домашние задания. Окончила Наташа Баженова церковно-приходскую школу с Похвальным листом и наградной книгой, подписанной золотыми буквами. В 1922 г. девушка выходит замуж за Ивана Петровича Чащина. В 30-х годах семья переехала в Терсюкское. Построили дом, надеялись жить долго и счастливо. Но началась война. Ушли на фронт вначале муж, а затем 17-летний сын Константин. Наталья Егоровна растила троих дочерей, работала санитаркой в больнице, вела хозяйство и ждала писем с фронта от самых близких и родных людей. Молилась. В разговоре с Создателем находила утешение, когда получила похоронку на мужа в 42-м, а в 44-м - на сына. После таких потрясений духовная связь с Богом укрепилась ещё больше. В доме на полке в несколько рядов стояли поминальные книжки - жители села принесли, чтобы бабушка Наталья молилась за помин души их родственников. Раз в месяц эта уже немолодая женщина ездила в Шадринскую церковь, где заказывала молебен, ставила свечи, совершала покупки по поручению земляков. Приглашали её и на дом: окрестить младенцев, проводить молитвами в мир иной усопшего. Старинных икон, церковной литературы у бабушки было много, она любила читать Евангелие, житие святых. По православным праздникам в маленьком доме бабули было тесно - приходили старушки-соседки помолиться.
В течении более 20 лет я знала и общалась с этой удивительно мудрой, начитанной женщиной. Однажды Наталья Егоровна поведала историю, услышанную в 10-летнем возрасте от священника, у которого была в услужении: «Конец августа 1896 года. Самое горячее страдное время для крестьян - все в поле. В селе остались немощные старики да дети. Сильная сушь, порывистый ветер. И надо же случиться беде - пожар! Огонь появился в разных местах Камышевки одновременно, уничтожал всё на своём пути. В одночасье сгорело полностью 100 жилых домов с надворными постройками, церковно-приходская школа, деревянная церковь - остались головешки, куча золы и пепла. Пострадала новая каменная церковь. Выгорело в ней всё деревянное. Пал купол, сгорело и свалилось железо с крыши. Остались только кирпичные стены».
… Тогда в далёкие 70-е сомневались в действительности этого трагического события. И только совсем недавно в архивных документах нашла подтверждение данного исторического факта (см. Тобольские епархиальные ведомости за сентябрь 1896 г.).
Валентина Прокопьевна Скалюк:
- Хотя церковь закрыли, старшее поколение продолжило верить в Бога, не забыло православные праздники и молитвы. Моя бабушка, Елена Лаврентьевна, каждое воскресенье ходила в Верхний край на молебен к Анастасии Александровне Коршуновой (1902-1980 гг.) и брала меня с собой. Мне было 6-7 лет. Шли долго и далеко, вот и нужный нам дом - высокий, крестовой (кстати, сохранился до наших дней). В ограде толпятся старушки 5-6 человек, открыта дверь в подвал, на полках, на широкой скамье, столе множество икон. Женщины, осенив себя крестным знамением, целуют, бережно обтирают их, заносят аккуратно в дом. Начинается чтение Евангелия. Читали 2-3 человека попеременно, слаженно, красиво пели все, с земными поклонами, с радостными, спокойными лицами. Это продолжалось долго-долго. Я с нетерпением ждала окончания службы, чтобы идти на кухню - трапезничать. Шла Великая Отечественная война, поэтому на столе была простенькая еда: отварная картошка, лепёшки, брюквенные парёнки, тыквенная каша, чай с листьями смородины, а мне казалось царским угощением, вкуснее ничего никогда не ела! Текла неторопливая беседа, делились домашними проблемами, деревенскими новостями, читали письма с фронта. Так не хотелось возвращаться домой...».
К детскому воспоминанию Валентины Прокопьевны добавлю несколько слов о хозяйке гостеприимного дома. Выросла Анастасия в многодетной крестьянской семье Александра Косачева. Все дети имели звонкие голоса, часто пели вечерами русские народные песни. По православным праздникам правильно и стройно звучали «Отче наш», «Царю Небесный» и другие молитвы. Когда Настя вышла замуж за Василия Коршунова, почитание и вера в Бога остались на первом месте. Ежедневно читались молитвы утренние и вечерние. Родились четверо детей. Жить бы - поживать да добра наживать. Но… грянула война. Василий уходит на фронт, а вскоре Анастасия Александровна получает на мужа похоронку. Одной пришлось поднимать детей.
Жители села ещё сегодня помнят историю, напрямую связанную с этой семьёй. Когда Терсюкский храм закрыли, имущество разнесли сельчане по домам. Спустя время местное начальство поспешило исполнить директиву, спущенную сверху, - собрать по деревне всю церковную утварь! Пришли к Коршуновым за иконами. Анастасия смело говорит комиссии: «Да как же я Святителя Николая, Божию Матерь отдам из дома или спрячу? Они мне силу дают, детей помогают растить!». Потоптались у дверей представители власти, да и ушли. Вот так иконы остались на прежнем месте. Трудно жилось семье - кормились огородом, засаживали картофелем и овощами до 50 соток земли. Зато солили капусту, огурцы по несколько кадушек. Какое-то время семья Коршуновых жила в Шатрово, а с 1958 г., уже будучи на пенсии, Анастасия Александровна переезжает в Тюмень. Без работы не смогла. Сначала трудилась в церкви «Всех Святых»: штопала, чинила, шила новое облачение для служителей. Затем умелую мастерицу пригласили в Знаменский собор заведовать ризницей. Долгое время она не только обшивала батюшек, но и закупала ткань на ризы. Время было трудное, дефицит товаров был во всём. Дочь Мария работала в «Швейбыте» главным бухгалтером и с разрешения начальства помогала матери подбирать нужную материю на облачение священников.
Анастасию Александровну уважали за трудолюбие, смирение, доброту. В 1980 году ушла на покой в мир иной, оставив о себе добрую память. Прощание с нашей землячкой было в Знаменском соборе. Приезжал архидиакон Гермоген, отпевали батюшки собора: отец Николай, о. Пётр, о. Матвей, о. Александр, протодиакон Иаков. Такое отпевание надо было заслужить при жизни.

Наш поп
Народная память сохранила имя ещё одной православной женщины села, посвятившей свою жизнь служению Богу – это Таисья Александровна Бабицына. Внучка Галина Максимовна Чащина с особой теплотой вспоминала свою бабушку: «Мы, дети, росли под присмотром бабушки Таисьи - «бабы старой», как мы её любовно называли. Мама работала техничкой в школе — уходила к 5 утра, чтобы истопить печи к началу занятий, приходила вечером. Наша бабуля была уникальным человеком, мастерицей на все руки: ткала сита из конских хвостов, вязала сети, умела кроить, шить, вязать, вкусно готовить. В доме всегда стояли кросна, на них ткала половики, скатерти, наволочки. Она была грамотной — окончила с отличием 4 класса церковно-приходской школы. В школе, наряду с законом Божьим, преподавали старославянский язык, этику, рукоделие, танцы, пение. Бабушка знала множество молитв наизусть, владела нотной грамотой, замечательно пела. Как глубоко верующий человек, она до самой смерти почитала все церковные праздники, соблюдала посты».
Таисья выросла в благочестивой семье. С ранних лет девочку научили всему, что необходимо крестьянской девушке, чтобы стать достойной женой, прекрасной матерью и хозяйкой-мастерицей. Её рано выдали замуж (в 16 лет). С мужем Никанором Васильевичем жили душа в душу. Родилась дочь Мира (Миропья), которую воспитали в лучших православных традициях. К сожалению, Никонор пожил немного на этом свете — погиб на полях Первой мировой войны. После получения известия о смерти мужа Таисья Александровна встала к образам, перекрестилась и дала обет: всю жизнь, без остатка, посвятить служению Богу, навсегда отказаться от мясного, до конца дней своих носить траур по убитому мужу и остаться ему верной. Она надела чёрный платок, с которым никогда не расставалась, и постоянно пребывала в молитве. Молитвы придавали силы, утешали. С риском для семьи в своём доме укрывала остатки церковного имущества: книги, иконы. Проводила для верующих праздничные молебствия, обладала прекрасным хорошо поставленным высоким голосом. Таисья Александровна в течение молебна читала и пела (по памяти) молитвы, каноны, тропари, акафисты, чем бесконечно удивляла земляков. Авторитет этой женщины был чрезвычайно велик. В простонародье её называли «наш поп». Она поддерживала тесные связи с Шадринской православной церковью. Тайно крестила новорожденных, благословляла на брак, «провожала» в мир иной, помогала советом и делом землякам. У неё можно было приобрести предметы церковного культа: свечи, нательный крестик, предметы для погребения.
Наталья Фёдоровна Бабицына, бабушка моего мужа, дружила с Таисьей Александровной долгие годы. Считала себя её духовной сестрой. Этих женщин сближало многое: землячки, примерно одинакового возраста, вдовы (у Натальи муж также погиб в империалистическую в 1915 г.), обе не вышли повторно замуж. Но больше всего объединяло их большое бескорыстное служение Богу. Вместе посещали по большим православным праздникам ближайшие церкви Шадринска, Усть-Миасса, Чимеево и жили при храмах по несколько дней. Кроме того, наша бабушка каждое воскресенье спешила на молебен к Александровне (так ласково называла её) и вечером возвращалась счастливая, просветлённая. Я лично знала эту удивительную мудрую, рассудительную женщину. Более близкое знакомство с ней произошло зимой 1972 г. после тайного крещения ею моего сына Алексея. Почему тайно? Учительница, атеистка, комсомолка, я б никогда не дала согласие на обряд. Но это был выбор бабушки Натальи, которая считала, что некрещеному телу молитвы не помогают. Она водилась с нашим неспокойным малышом. Придя с работы, увидела старушек за чаем, а на сыне крестик. Таисье Александровне в то время было за 70, но выглядела не старше 60-ти. Улыбка обнажала ослепительно белоснежные крепкие красивые зубы, здоровый цвет лица, густые, пышные волосы - ни одного седого. Стройная фигура, прямой стан, каждое слово — на вес золота. Чёрный платок дополнял её величественный образ. В каждом движении чувствовалась уверенность, сила духа, спокойствие, чёткость. Вторая встреча произошла при печальных обстоятельствах - провожала в мир иной нашу бабушку, свою духовную сестру Натальюшку. Несколько часов читала, пела молитвы над усопшей, а потом сказала, улыбаясь: «Господь принял её душу».
Галина Максимовна Чащина:
- У моей бабушки было развито чувство интуиции. Многие шли к ней за помощью, подсказкой, прежде чем принять важное решение. Вспоминаю случай. Мне предложили курсы повышения квалификации в г. Куйбышев на 6 месяцев. Я отказалась, так как «баба стара» вдруг слегла, серьёзно заболела. После утренней молитвы тихо сказала: «Собирайся, девка! Это твой шанс — поезжай! Обо мне не думай. Не мой час, проживу ещё лет 10. А время придёт - никого не напрягу и сама не намучаюсь за три дня». Всё так и было. Три дня отвёл ей Господь на прощание и наставления. Тихо, спокойно ушла в вечность Таисья Александровна — простая, скромная, русская женщина — христианка, стоявшая на страже православия села более полувека».
Восстановление Святыни
Время неуловимо мчится вперёд. Всё течёт, всё изменяется. Здание, построенное в 1855 году, снова стали называть церковью! Произошло это летом 2005 года — были найдены документы о храме с. Терсюкское. Как ни печально звучит, но жители села даже забыли, в честь кого был построен наш храм. Как выяснилось, построен он в честь Святителя Николая Чудотворца и Св. Великомученицы Екатерины. Впервые идея о возрождении храма была высказана мною на собрании избирателей по выборам главы администрации Терсюкского сельсовета. Кандидат на эту должность Сергей Максимович Огнёв высказался в поддержку и пообещал оказать всестороннею помощь. При его содействии решен вопрос о передаче приходу части здания (алтаря) и небольшого участка школьной территории.
Состоялся сельский сход граждан. Население поддержало идею о восстановлении церкви: приносили иконы, домотканые дорожки, посуду, старинные скатерти, мебель. Пожертвовали денежные средства на сумму 19145 руб. (из них 2655 руб. собрали жители Барино). В июне 2005 г. проведён первый субботник по уборке здания и ограды храма. Трудились 12 человек, в основном, члены совета ветеранов села во главе с председателем Тамарой Иосифовной Бутаковой. Выставили наружные и тепловые рамы, проолифили, покрасили, вставили стёкла, подготовили помещение алтаря к службе. И, наконец, 12 июля в великий престольный праздник терсючан, посвящённый Святым Первоверховным апостолам Петру и Павлу, произошло открытие нашего прихода. Настоятель шатровского Кирилло-Мефодиевского прихода, иеромонах Павел Стрекалёв вместе с верующими отслужил водосвятный молебен с акафистом Св. апостолам. Молящиеся жители села стояли с зажженными свечами в руках, а после молебна они взяли домой освящённой воды. Таким образом, церковь, закрытая большевиками в 1930 году, после длительного перерыва приняла первых прихожан.
В лето 2006 года активно продолжалось восстановление — жители приняли участие в 15 субботниках. Через год на праздник 12 июля уже собралось более 70 человек. Храню фотографию с этого дня, где запечатлены активные участники восстановления храма. За истекший период проведён ремонт алтарной крыши церкви, построены деревянные колодчики, ограда вокруг территории, сделаны оцинкованные подоконники, налажена отопительная система - сложена большая кирпичная печь. Сейчас следит за уютом и порядком в приходе Мария Михайловна Жилина.
Отрадно, что пришло время перемен и в Терсюкской церкви, вновь проходят православные службы, обряды и таинства крещения, покаяния, причащения, которые проводит всё тот же отец Павел. Хотя священник сейчас живёт далеко, в г. Шумиха, и является благочинным аж трёх южных округов области — Шумихинского, Альменевского и Щучанского, но всё равно находит время приехать к нам. Печально, что основное здание медленно разрушается, здесь необходим срочный капитальный ремонт (огромная дыра в крыше зияет в небо). В настоящее время Терсюкский храм не стоит нигде на учёте, ни за кем не числится, существует только на средства прихожан. Возможно, близок тот момент, когда найдутся благотворители, меценаты, истинно верующие христиане, кому не безразлична судьба этого здания. Восстановление духовной святыни нашего края золотыми буквами впишется ещё в одну страницу истории села Терсюкского.

Отклики, дополнения, вопросы...
После публикации в газете «Сельская новь» серии статей об истории села Терсюкского и его главной достопримечательности — храма в честь Святителя Николая и Великомученицы Екатерины в редакцию стали звонить наши читатели, которые задавали уточняющие вопросы, вносили исторические дополнения.
Знать историю своего рода
Так, ветеран педагогического труда из Барино Евгения Николаевна Предеина поделилась своими наработками. Как оказалось, в роду её мужа есть родственники, которые были связаны с Терсюкской церковью.
- Наша семья на протяжении многих десятков лет выписывает «районку», прочитываем «от корки до корки», - говорит Е.Н. Предеина. - Очень нравятся публикации по краеведению. С большим удовольствием прочли очерк Ольги Белоглазовой «Храм в честь двух Святых - Николая и Екатерины» (№36, 37, 38, 39, 40 за 2023 год). Нас с мужем заинтересовал церковный притч Никольского храма. Дело в том, что в данный момент наша семья работает над созданием родословного древа предков. В ходе исследования выяснилось, что в роду Предеиных-Блохиных несколько поколений были священнослужителями. Их жизнь и служение Богу связаны с нашим краем, в частности с Терсюкской слободой. Мы нашли архивные документы, подтверждающие этот факт: «С 1789 года в Терсюкской Никольской церкви служили следующие наши родственники: Степан Иванович Блохин, дьячок, 28 лет; 1794 г. - Иван Иванович Блохин, дьякон, 41 год; 1811 г. - Иосиф Иванович Блохин, дьячок, 24 года. Служили Блохины и в Камышевской церкви. 1811г. - Иоанн Илларионович Блохин, 61 года, священник; 1822 г. - Иван Яковлевич Блохин, пономарь, 24 года. А также в Кодской церкви: 1819 г. - Алексей Иванович Блохин, пономарь, 35 лет». Есть упоминание о Блохиных, служивших в церкви деревни Турбановой (1778-1779 гг.).
С опорой на первую Всероссийскую перепись населения (1897 г.), метрическую книгу по церквям, исповедальную книгу, нами составлена родословная из 13 поколений — от наших дней вглубь веков до 1650 года. Не скрою, работа кропотливая, требует усидчивости, терпения, умения пользоваться интернетом и огромного желания воссоздать родословную линию и передавать её как эстафету от поколения к поколению.
Внучка о бабушке
Валентина Максимовна Шихалева (Косачева), Барино:
- Спасибо вам, работники редакции, за публикации о Терсюкской церкви, а также я благодарна автору Ольге Ивановне Белоглазовой за работу по этой теме, за собранный материал, который тронул меня до глубины души. Дело в том, что я родилась в Терсюкском, а Таисья Александровна Бабицына, которой посвящена целая страница, - моя родная бабушка, мамина мама. Вся её жизнь связана с верой в Бога. До закрытия храма она активно помогала священнослужителям, пела на клиросе. Тема религии была закрыта в нашей семье, об этом боялись говорить, ведь церковных служащих причисляли к врагам народа. В этот список при сельсовете попала и моя бабушка. Очевидно, поэтому ей приходилось часто менять место жительства. Последнее чужое пристанище - деревня Кокуй. Здесь она квартировала у Петра Васильевича и Софьи Осиповны Третьяковых. Их дом находился напротив родителей Галины Михайловны Госьковой (в девичестве Еланцевой). По её воспоминаниям, окна горницы, которую снимала Таисья Александровна, были плотно закрыты зелёной бумагой, чтобы с улицы никто не смог разглядеть иконы и молящихся людей. По православным праздникам и воскресеньям молились не только односельчане, приходили верующие из соседних деревень. Таисья Александровна пользовалась большим уважением у жителей.
Конец войне, Победа! Мой папа пришёл в звании капитана при трёх орденах и многих медалях. Он перевёз тёщу домой в Терсюкское. Поставил в ограде небольшую избу, где она жила, молилась, проводила молебны. Там же стояла часть иконостаса Терсюкского храма и другие церковные предметы. Сейчас бабушка чувствовала себя в безопасности. Мой отец, Максим Александрович Косачев, и её зять занимал пост председателя Воротниковского сельсовета, затем был директором Терсюкского маслозавода. Ярким событием моего детства были совместные посещения с бабушкой церквей на праздник Святой Пасхи. Ходили пешком в Усть-Миасс, Шадринск, Чимеево. За 7-10 дней до праздника отправлялись в путь-дорогу до Шадринска. Останавливались в разных деревнях с ночёвкой. Там уже ждали её прихода. Собирались верующие, бабушка читала Евангелие, разъясняла суть отрывка, отвечала на вопросы. Рассказывала, кто главный в Москве, Киеве, Свердловске у православных, на память воспроизводила жития некоторых Святых, затем шли дальше. Снова останавливались на ночлег в какой-нибудь деревне. Я удивлялась — везде бабушку знали, принимали тепло, с уважением. Накануне праздника мы были уже на месте. Удивляло, восхищало, завораживало убранство храма, церковное пение. В обратный путь шли по тому же маршруту: снова встречи, беседы, ночевки. Незабываемое время.

В любую погоду и только пешком
Зинаида Фёдоровна Дернова, с. Барино:
- С большим вниманием и интересом прочла в газете «Сельская новь» насыщенный и обширный материал об истории села Терсюкского, его храме, а главное - людях, которые сохраняли в безбожное время веру предков. Большая благодарность автору Ольге Белоглазовой за кропотливый труд в деле исследования нашего края. Достаточно приведено интересных фактов, о многом узнала впервые. Я лично знала Таисью Александровну Бабицыну, всегда относилась к ней с глубоким уважением. По просьбе моей мамы в 1958 году она крестила мою дочь Ирину. Для свершения обряда пришла в Барино из Терсюкского пешком. За чашкой чая у самовара Таисья Александровна поделилась с нами, что в деревнях Терсюкского прихода бывает довольно часто, приглашают жители Коршуновой, Барино, Портнягиной, Пушняковой, Мурашовой, Кокуя окрестить детишек, освятить дом и т.д. И что интересно, чему я удивилась, ходит она всегда пешком до этих деревень, а это 5-7 км в один конец, в любое время года и любую погоду. Зимой выходит затемно, чтобы к рассвету быть на месте. На мой вопрос: «Не страшновато ли одной?», она отвечала: «А я не одна - со мной всегда Господь».
Невеста Христова
Читатели газеты попросили рассказать о жизни Св. Екатерины. Почему девушка из Александрии стала так почитаема в нашем крае?
Выбор Святого или религиозного события, в честь которого освящался храм, отражал представления и ценности населения той или иной местности. Примерно половина всех храмов в России освящена во имя Святых. Народное сознание воспринимало их как посредников между Богом и людьми, помощников в нуждах, заступников в бедах. Конечно же, среди них особенной любовью пользовался Святитель Николай Чудотворец. Кстати, в Шатровском крае было 4 храма, освящённых во имя Св. Николая - в Кодском, Терсюкском, Сладчанке и Шуравино. Его чтили как крестьяне, так и мореплаватели и купцы, считавшие Николая покровителем странствующих на суше и на море. Ему молились при начале любого дела, в различных бедах и скорбях. Почему терсючане захотели освятить второй престол во имя Св. Екатерины, сейчас сказать трудно. Но жизнь этой подвижницы поражает стойкостью и любовью к христианской вере.
Память Св. Вмч. Екатерины отмечается церковью 7 декабря (в Терсюкском это был один из престольных праздников). Екатерина родилась в 287 году в семье правителя египетского города Александрии и при рождении названа Доротеей. Город, расположенный в дельте Нила, был одним из центров тогдашнего мира: сюда съезжались выдающиеся ученые, философы, врачи. Благодаря своей знатности, богатству и уму девушка имела возможность не только слушать их выступления, но и вести с ними беседы. Мать девушки была тайная христианка. Она познакомила дочь со своим духовным отцом, жившим в пещере, и тот рассказал ей, что знает Мужа, превосходящего девушку во всех дарованиях: «красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему».
Прошло немного времени, и Доротея увидела во сне молодую Женщину с Младенцем на руках. Девушка старалась рассмотреть Его, но Мальчик все время отворачивался. Озадаченная, Доротея вновь отправилась к старцу. Выслушав её, он крестил девушку с именем Екатерина и наставил в основах христианской веры. Вскоре Екатерина вновь увидела сон: прекрасный Юноша (она уже знала, что это Сам Спаситель) вручил ей обручальное кольцо.
После этого святая дала обет безбрачия и стала проповедовать Христа.
Однажды в Александрию приехал правитель Римской империи Максимиан и устроил в городе языческое празднество. Екатерина пришла на праздник, чтобы прилюдно обличить императора: «Познай истинного Бога, безначального и бесконечного. Им цари царствуют и мир стоит». Максимиан не посмел сразу казнить именитую оппонентку, а попытался спорить с ней. Он призвал 50 талантливейших языческих ораторов, которые должны были привести сокрушительные аргументы против христианства. Спор длился несколько дней, и в конце концов ораторы признали поражение. Тогда Максимиан приказал заключить девушку в темницу. Когда Максимиан вновь вызвал Екатерину, он убедился, что ни заточение, ни страх смерти не изменили её мыслей. В приступе ярости он велел колесовать её, но неведомая сила разрушила орудие пытки. За мученицу вступались и супруга императора, и часть римских воинов, но безуспешно. Истязания сменялись попытками уговорить святую отречься от Христа. Так продолжалось до тех пор, пока Екатерина, назвавшаяся невестой Христовой, сама не положила голову на плаху.
По преданию, тело великомученицы исчезло с места казни: его будто бы подхватили ангелы и перенесли на гору Синай, где три века спустя был построен монастырь св. Екатерины. Там мощи Святой пребывают и по сей день.
Ольга БЕЛОГЛАЗОВА.

Комментарии

16 июня жители села Кондинское отмечали старинный престольный праздник – девятую пятницу после Па

Все новости рубрики Культура